Концепция воспитания человека культуры и нравственности, в которой воспитательный процесс является неотъемлемым атрибутом социализации личности, разработана известным ростовским академиком Евгенией Васильевной Бондаревской [1].
Актуальность концепции Е.В. Бондаревской обусловлена упадком школьного и вузовского образования, кризисом семейного воспитания, общим снижением уровня культуры и нравственной воспитанности всего населения, распространением в молодежной среде правонарушений, наркомании, асоциальных моделей поведения – вседозволенности, национальной нетерпимости, агрессии.
Основные положения концепции Е.В. Бондаревской изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания» и в статье «Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания» [2].
Концептуальным ориентиром для Е.В. Бондаревской является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры. Центральным ориентиром в построении концепции является образ российского общества как общества правового, демократического, открытого, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного культурными, воспитанными, образованными людьми, в котором происходит смешение этносов, этнических культур и исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты. Но в то же время обострено стремление каждой нации, этноса сохранить свои национальные ценности, свою идентичность [1].
В концепции Е.В. Бондаревской воспитание определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении субъектных свойств, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении личности. Для проявления активности ребенку необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность выбора, оценки, такое отношение является главным элементом культурологического, личностно-ориентированного, гуманистического воспитания [3].
Е.В Бондаревская рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой как восхождение личности к смыслам, ценностям, обретение ею ранее отсутствующих качеств, свойств. Поэтому главным элементом личностно-ориентированного воспитания является личность ребенка, выступающая в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала, а результатом последовательных позитивных изменений является становление его личностного образа, его личностный рост [3].
С самого рождения ребенок имеет свой путь индивидуального развития, и поэтому всякая личность должна найти свою идеальную форму. Личность выполняет в обществе стабилизирующие и прогрессирующие функции, а именно сохранение, воспроизводство, развитие культуры. Е.В. Бондаревская утверждает, что личностный смысл развития состоит в поиске индивидуального пути с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний и личностным отношением к ним, то есть с опытом, приобретенным на жизненном пути [4].
Воспитательный процесс — процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа по оценке, осмыслению собственных дел и поступков, явлений природы, социума. В ходе этой работы и происходит становление позиций личности, нравственных отношений, что и формирует личностный образ человека.
Библиографический список
- Максимова Г.П. Проблема взаимосвязи образования и культуры в деятельности научной школы академика РАО Е.В. Бондаревской//Научно-педагогическая школа академика РАО Е.В. Бондаревской в развитии образования юга России. 2016. C.179-186.
- Мареев В.И., Куликовская И.Э. Кафедра педагогики в Ростовском педагогическом университете – от истоков до Евгении Васильевны Бондаревской // Известия ВГПУ. 2017. №7 (120).
- Смолеусова Т.В. Концепция личностно-ориентированного подхода в образовании на основе проявления личности // Вестник НГПУ. 2016. №6 (34).
- Сторожакова Е.В. Памяти академика Евгении Васильевны Бондаревской (01. 01. 1931 – 28. 05. 2017) //Новое Прошлое / The New Past . 2017. №3.