По мнению О.С. Газмана, в основе содержания воспитания должна быть базовая культура личности, которая представляет собой некоторую целостность, включающую в себя оптимальное наличие качеств и свойств личности, которые позволяют индивиду развиваться таким образом, чтобы избегать конфликтов и вносить вклад в развитие общества. Среди приоритетных направлений базовой культуры можно выделить такие как семейных отношений, жизненного самоопределения, экономическая, политическая, правовая, нравственная, коммуникативная, экологическая, физическая культура [1].
К нормам педагогического взаимодействия Олег Семенович относил, к примеру, любовь к ребенку, душевную теплоту, отзывчивость, умение говорить по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать, а также готовность оказать содействие и помощь при решении проблемы, признание права ребенка на свободу выбора и самовыражения, поощрение и одобрение самостоятельности и независимости ребенка. Особое внимание он предлагал обращать в педагогической деятельности на собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку [2].
О.С. Газман утверждал, что главной обязанностью педагога в процессе воспитания является ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самоопределении и самоорганизации ребенка.
О.С.Газман придерживался мнения, что в воспитании должны присутствовать два вида цели: собственно, цель как идеал и реальная цель.
В качестве идеальной цели он определял целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. В тоже время реальная цель воспитания в его определении – это дать каждому школьнику базовое образование и культуру, чтобы на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть желание самого индивида и объективные возможности семьи и общества в целом .
Задачи педагогической деятельности состоят в следующем. Это и создание условий для развития учениками лидерских качеств через активизацию их позиции как участников воспитательного процесса, и формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни, воспитание потребности в физической культуре. Также важной задачей является повышение творческой активности и мотивации к учебе, формирование нравственной позиции, воспитание морально-нравственных норм, постоянное совершенствование воспитательной работы и создание здоровых творческих отношений между учениками и педагогами [3].
Олег Семенович уделял внимание воспитательному взаимодействию между педагогом и ребенком, которое должно основываться на гуманистических принципах. Он имел ввиду соблюдение в педагогической деятельности ряда правил, которые говорят о том, что ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей, а самореализация педагога проявляется в творческой самореализации ребенка.
Педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении, а при возникновении трудностей преодолевать их нравственными средствами. Ещё один принцип говорит о том, что ни в коем случае нельзя унижать достоинства своей личности и личности ребенка [4].
Олег Семенович называл детей носителями грядущей культуры, а воспитание диалогом культур. Также он придерживался принципа, что недопустимо сравнивать детей между собой, можно сравнивать только результаты действий, а защищая ребенка, важно учить его защищаться самостоятельно. И, конечно же, «Доверяя — не проверяй!».
Библиографический список
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. –М.: ТЦ Сфера, 2003. –160 с
- Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А.Александрова и др.– М.: Изд. центр МИРОС, 2001.-208 с.
- Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка // Классный руководитель. — 2011. — № 3. — С. 39–50
- Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания) – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 324с