Приоритетным направлением модернизации системы высшего образования является использование новых стандартов, в которых реализованы инновационные подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов.
В организации учебного процесса эти подходы обусловливают потребность не столько в репродуктивной деятельности студентов (воспроизведении полученной на лекциях информации), сколько в активизации их внутреннего потенциала: способности принимать научно обоснованные решения, свободно ориентироваться в информационном пространстве, решать нестандартные задачи, самостоятельно приобретать новые знания.
Поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, влияющих на качество образования, в последние годы активизируется. Критерием подготовки современного специалиста становится не только объем знаний, умений и навыков, но и способность принимать научно обоснованные и технологически грамотные решения, свободно ориентироваться в информационном пространстве, способность творчески мыслить и решать нестандартные профессиональные задачи, самостоятельно приобретать новые научные знания, а также к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности.
В этих условиях актуальным оказывается поиск новых подходов к учебному процессу, новых методологических, теоретических и психологических оснований для конструирования содержания и форм учебной деятельности, реально способствующих повышению и сохранению учебной мотивации студентов, положительным изменениям их познавательной активности, а также активному развитию лингвистической подготовки студентов.
Выпускники педагогических вузов должны владеть понятиями, концепциями и фактами современной лингвистической науки, в частности о языке как общественном явлении, его связи с мышлением, культурой и общественным развитием народа; о происхождении и развитии языка, о соотношении лингвистических и экстралингвистических факторов в формировании речи; о системе языка, его уровне, связи подсистем языка, основных единицах языка и речи (по сравнению с родным языком) о современных направлениях в науке о языке; коммуникативное, функциональное, социолингвистическое направления в изучении языка и их значение для практики обучения иностранному языку в средних учебных заведениях; владеть системой современных лингвокультурологических знаний, спецификой языковых картин мира и соответствующих особенностей речевого поведения носителей языка.
Выпускник педагогических вузов должен уметь использовать лингвистические знания в процессе обучения иностранному языку в разных типах средних учебных заведений с учетом основных положений методики; анализировать материал учебников и вспомогательной литературы по языку для различных типов средних и высших учебных заведений и обновлять содержание обучения. Главные квалификационные требования к учителю-филологу:
- иметь фундаментальные знания в области филологии;
- владеть методикой преподавания языков и литературы в различных типах средних учебных заведений;
- владеть концепциями гуманитарных и общественных наук и пользоваться методами этих наук в различных сферах преподавательской деятельности;
- владеть русским и иностранным (в соответствии со специальностью) языками;
- уметь работать с компьютерной техникой и эффективно использовать ее для обработки материала в области филологии.
Итак, основной задачей профессиональной подготовки будущего бакалавра-филолога является подготовка специалиста, обладающего как инвариантными, базовыми педагогическими знаниями и умениями, так и специальными знаниями и умениями по дисциплинам предметной области.
Обзор педагогической литературы показывает, что по структуре профессиональная подготовка будущих учителей филологических дисциплин состоит из нормативной части, в которую входят теоретико-методологическая, психолого-педагогическая, научно-исследовательская подготовка, и вариативной части, в основе которой – специальная подготовка. Инвариантная (обязательная) часть содержит фундаментальные знания по философским, психолого-педагогическим и методическим дисциплинам, технологические знания и профессионально-педагогические умения.
В то же время вариативная часть плана может содержать те же циклы дисциплин, что и нормативная, однако их выбирает учебное заведение. Вариативная часть обобщает учет собственного профиля научной подготовки студента, его личностных интересов и склонностей. Инвариантная часть – стандартный минимум в структуре профессиональной подготовки для педагога любого профиля, представленный единством теоретико-методологической, психолого-педагогической и научно-исследовательской подготовки. На магистерском уровне добавляется цикл дисциплин свободного выбора студентов [2, с. 156].
Теоретико-методологическая подготовка предусматривает овладение будущим учителем следующими компонентами образования: базовым компонентом знаний, умений, навыков; учебно-профессиональным, познавательными умениями общего характера, мировоззренческими знаниями и качествами личности.
Научно-исследовательская подготовка обеспечивает приобретение студентами теоретически обоснованного представления о профессиональной компетенции учителя-филолога, о методике преподавания языка, о целях, содержании, средствах и технологии обучения филологическим дисциплинам.
Перечень учебных дисциплин специальности (общих) и учебных дисциплин профессионального направления (согласно направлению предметной области) определяется государственным стандартом высшего образования (образовательно-профессиональной программе подготовки) и изучается в течение всего срока обучения с соблюдением структурно-логической последовательности подготовки специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней.
Отметим, что разделение образовательных уровней бакалавра и магистра отображается в Европейской квалификационной рамке (ЕКС). Обучаясь по первому циклу квалификаций высшего образования в соответствии с Болонским процессом, студенты имеют ограниченный контроль над формальным содержанием и методами, которые используются, но должны проявлять самостоятельность в исследованиях и при решении проблем. В свою очередь, обучение высшего уровня ассоциируется с самостоятельной работой, с возможностью разработать индивидуальный план работы или учебы [1, с. 196-197]. Таким образом, критерием различения уровней является степень учебной самостоятельности и исследовательской работы студентов.
Основную часть бакалаврской программы занимают профессиональные дисциплины, которые имеют целью формирования профессиональной и исследовательской компетентности. Вторую составляющую образуют выборочные общеобразовательные курсы, предназначенные для предоставления студентам общекультурной подготовки.
Библиографический список
- Журавский В.С. Болонский процесс: главные принципы вхождения в Европейское пространство высшего образования / В.С. Журавский, М.З. Згуровский. – М.: Политехника, 2013. – 200 с.
- Десятов Т.М. Национальные рамки квалификаций в странах ЕС: сравнительный анализ: [метод. пособие.] / Т.М. Десятов; под ред. Н. Ничкало. – М.: Артек, 2018. – 263 с.