Основу системы Марии Монтессори составляет ребенок и его натура. Доктор верила в уникальность каждого отдельно взятого ребенка. Поэтому в методике Монтессори детей не сравнивают и не измеряют по общепринятым стандартам [1]. Педагогическая система Монтессори строится на нескольких принципах: индивидуальный подход к каждому ребенку, свобода выбора и опора на интерес самих детей [2].
Во время свободных работ дети выбирают занятие по интересу, а педагог объясняет им как его выполнить. При этом обращение к воспитателю за помощью считается, не как неспособность выполнить задание самостоятельно, а как желание совершенствовать выбранный вид деятельности [2]. Монтессори отвергала активное педагогическое вмешательство в развитие воспитанника, основываясь на идее спонтанного развития личности. Призыв ребенка к учителю – помоги мне это сделать самому – ключевой в педагогике Монтессори [3].
Создатель новой модели дошкольных учреждений «Дома ребенка» итальянка Мария Монтессори разделяла идеи о недопустимости насилия над детьми, уважения к личности воспитанников. Она писала о существовании мира детства, где развитие ребенка подчинено особым законам. Основой обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте Монтессори считала сенсорное воспитание [3]. Подготовленная среда, согласно методике Монтессори, включает много предметов, с которыми дети занимаются в автономном режиме [2].
Детям предоставляется самостоятельность действий и свобода в обучении, без давления и осуждения. М. Монтесссори верила в то, что метод «кнута и пряника» сбивает внутреннюю ориентацию человека, хотя ребенок должен учиться, следуя личным побуждениям. Система Монтессори отталкивается от потребностей, способностей и одаренности каждого ребенка. Продуктивность обучаемости детей возрастает, если они сами выбирают способ и ритм учебы. Основа педагогического метода Монтессори – это поддержание естественной радости ребенка от обучения. Поэтому крайне важно сохранить его и управлять процессом обучения посредством уважительного отношения, тем самым формируя полноценную и уравновешенную личность [1].
Дети, которым позволено определить собственный ритм обучения и интересы, отличаются уверенностью в собственных возможностях и показывают лучшие результаты в плане усвоения изученного. Дополнительно, независимость закрепляется практическими заданиями. Для этого берутся различные сюжеты из повседневной жизни подрастающего. Педагогика Монтессори в школах предоставляет большие возможности для коллективных работ. Обучающиеся делают свой добровольный выбор, с кем из других ребят сотрудничать и над какой целью трудиться. При этом в подобной деятельности акцент ставится на индивидуальности обучающегося как управляющего своим интеллектуальным развитием [1].
Таким образом можно сделать вывод, что система М. Монтессори, по крайней мере некоторые её составляющие, актуальны в наше время. На сегодняшний день нередко родители и учителя, создавая среду обучения для ребёнка ориентируются на навязанные указания общества, рекламу, чужие мнения авторитетов и т.д. Ведь основополагающим принципом организации педагогической деятельности М. Монтессори считает предоставление ребёнку свободного выбора деятельности в подготовленной среде. Сущность этого принципа заключается в том, что через освоение окружающего мира, через приобретение собственного опыта, через возможность действовать независимо, человек приходит к способности и мыслить также независимо и свободно [4].
Библиографический список
- Успех открытого воспитания: система Марии Монтессори [Электронный ресурс] / Kladvsebe.ru – Режим доступа: URL: https://kladvsebe.ru/nashi-deti/uspex-otkrytogo-vospitaniya-sistema-marii-montessori.html
- Захаренко Т.А. Книга по коррекционной педагогике по теме: Монтессори-педегогика [Электронный ресурс] / Социальная сеть образования. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/11/23/montessori-pedegogika
- Н.Д. Никандров, В.Г. Безрогов, В.И. Блинов, М.В. Богуславский, А.Н. Джуринский, Е.А. Князев, История педагогики: Учебник для системы послевузовского профессионального образования по специальности «История и философии науки» / Под редакцией члена – корреспондента РАО М.В. Богуславского –М.: Издательство «Гардарики», 2007.- с. 414 http://newrefs.ru/uchebnik-dlya-sistemi-poslevuzovskogo-professionalenogo-obrazo/index19.html
- Литвинова С.И. Эссе о наиболее интересной педагогической системе прошлого (педагогическая система М.Монтессори). [Электронный ресурс] / Инфоурок. Дошкольное образование. – Режим доступа: URL: https://infourok.ru/esse-o-naibolee-interesnoy-pedagogicheskoy-sisteme-proshlogo-pedagogicheskaya-sistema-mmontessori-1217537.html