ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНТЕССОРИ

Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Грибина Галина Александровна1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
Среди известных педагогических систем прошлого особое место занимает система Марии Монтессори. Эта педагогическая система не изжила себя и продолжает быть востребованной в наше время. Поскольку её основополагающий принцип – предоставлять обучающимся выбор в процессе обучения, соответствует развитию самобытной личности, которая легко сможет адаптироваться в современном мире.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Грибина Г.А., Кокарева М.Е., Федосеева Л.А. Педагогическая система Монтессори // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89836 (дата обращения: 14.03.2024).

Основу системы Марии Монтессори составляет ребенок и его натура. Доктор верила в уникальность каждого отдельно взятого ребенка. Поэтому в методике Монтессори детей не сравнивают и не измеряют по общепринятым стандартам [1]. Педагогическая система Монтессори строится на нескольких принципах: индивидуальный подход к каждому ребенку, свобода выбора и опора на интерес самих детей [2].

Во время свободных работ дети выбирают занятие по интересу, а педагог объясняет им как его выполнить. При этом обращение к воспитателю за помощью считается, не как неспособность выполнить задание самостоятельно, а как желание совершенствовать выбранный вид деятельности [2]. Монтессори отвергала активное педагогическое вмешательство в развитие воспитанника, основываясь на идее спонтанного развития личности. Призыв ребенка к учителю – помоги мне это сделать самому – ключевой в педагогике Монтессори [3].

Создатель новой модели дошкольных учреждений «Дома ребенка» итальянка Мария Монтессори разделяла идеи о недопустимости насилия над детьми, уважения к личности воспитанников. Она писала о существовании мира детства, где развитие ребенка подчинено особым законам. Основой обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте Монтессори считала сенсорное воспитание [3]. Подготовленная среда, согласно методике Монтессори, включает много предметов, с которыми дети занимаются в автономном режиме [2].

Детям предоставляется самостоятельность действий и свобода в обучении, без давления и осуждения. М. Монтесссори верила в то, что метод «кнута и пряника» сбивает внутреннюю ориентацию человека, хотя ребенок должен учиться, следуя личным побуждениям. Система Монтессори отталкивается от потребностей, способностей и одаренности каждого ребенка. Продуктивность обучаемости детей возрастает, если они сами выбирают способ и ритм учебы. Основа педагогического метода Монтессори – это поддержание естественной радости ребенка от обучения. Поэтому крайне важно сохранить его и управлять процессом обучения посредством уважительного отношения, тем самым формируя полноценную и уравновешенную личность [1].

Дети, которым позволено определить собственный ритм обучения и интересы, отличаются уверенностью в собственных возможностях и показывают лучшие результаты в плане усвоения изученного. Дополнительно, независимость закрепляется практическими заданиями. Для этого берутся различные сюжеты из повседневной жизни подрастающего. Педагогика Монтессори в школах предоставляет большие возможности для коллективных работ. Обучающиеся делают свой добровольный выбор, с кем из других ребят сотрудничать и над какой целью трудиться. При этом в подобной деятельности акцент ставится на индивидуальности обучающегося как управляющего своим интеллектуальным развитием [1].

Таким образом можно сделать вывод, что система М. Монтессори, по крайней мере некоторые её составляющие, актуальны в наше время. На сегодняшний день нередко родители и учителя, создавая среду обучения для ребёнка ориентируются на навязанные указания общества, рекламу, чужие мнения авторитетов и т.д.  Ведь основополагающим принципом организации педагогической деятельности М. Монтессори считает предоставление ребёнку свободного выбора деятельности в подготовленной среде. Сущность этого принципа заключается в том, что через освоение окружающего мира, через приобретение собственного опыта, через возможность действовать независимо, человек приходит к способности и мыслить также независимо и свободно [4].


Библиографический список
  1. Успех открытого воспитания: система Марии Монтессори [Электронный ресурс] / Kladvsebe.ru – Режим доступа: URL:  https://kladvsebe.ru/nashi-deti/uspex-otkrytogo-vospitaniya-sistema-marii-montessori.html
  2. Захаренко Т.А. Книга по коррекционной педагогике по теме: Монтессори-педегогика [Электронный ресурс] / Социальная сеть образования. – Режим доступа: URL:  https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/11/23/montessori-pedegogika
  3. Н.Д. Никандров, В.Г. Безрогов, В.И. Блинов, М.В. Богуславский, А.Н. Джуринский, Е.А. Князев, История педагогики: Учебник для системы послевузовского     профессионального   образования по специальности «История и философии науки» / Под редакцией члена – корреспондента РАО М.В. Богуславского –М.: Издательство «Гардарики», 2007.- с. 414 http://newrefs.ru/uchebnik-dlya-sistemi-poslevuzovskogo-professionalenogo-obrazo/index19.html
  4. Литвинова С.И. Эссе о наиболее интересной педагогической системе прошлого (педагогическая система М.Монтессори). [Электронный ресурс] / Инфоурок. Дошкольное образование. – Режим доступа: URL: https://infourok.ru/esse-o-naibolee-interesnoy-pedagogicheskoy-sisteme-proshlogo-pedagogicheskaya-sistema-mmontessori-1217537.html


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация