В педагогическом процессе становится важным использование тех форм работы, которые развивают у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Востребованными становятся проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе. Следовательно, актуальной задачей для школы становится организация проектной деятельности, которая должна быть выстроена в единую систему работы образовательного учреждения.
Сегодня проектная деятельность считается одним из элементов проблемного обучения, под которым понимается организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проектная деятельность предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Руководитель современного образовательного учреждения должен осуществлять проектные действия и моделировать такие пространства, где воспроизводится, транслируется и развивается проектная культура педагогических и ученических коллективов [1].
Необходимость овладения руководителем образовательного учреждения навыкам проектирования обусловлена, тем, что данная технология имеет весьма широкую область применения на всех уровнях организации системы образования, а логика проектирования позволяет более полно осуществлять прогнозно-аналитические и управленческие функции. Проектная деятельность способна обеспечить новые возможности в повышении конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, поскольку умение педагогических коллективов разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность инновационного развития, как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их. И, наконец, в ходе проектной деятельности выстраивается и реализуется деятельность по достижению желаемых педагогических результатов, более эффективных по сравнению с имеющимися достижениями, формируется отказ от традиционных образцов профессиональной деятельности, неприменимых в условиях проектно-преобразующей парадигмы, что создает основу для инновационных трансформаций [2].
Организация проектной деятельности на различном уровне системы образования предполагает использование ряда организационных форм, прежде всего:
1. Организация ярмарок и конкурсы проектов с целью получения гранта. С помощью грантов оказывается необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая адекватного финансирования со стороны государства, также может быть поддержана с помощью грантов.
2. Государственно-общественное управление. Как определяет статья 8 Закона РФ «Об образовании», государственно-общественное управление складывается из двух составляющих, когда реально имеются два разных субъекта деятельности и управления этой деятельностью: с одной стороны, субъект государственный и муниципальный, с другой стороны, субъект общественный.
3. Государственное и частное партнерство – становится особенно актуальным в случае, если благотворители и социальные инвесторы выдвигают в качестве условия получения образовательной организацией долгосрочного финансирования возможность участвовать в формировании программ развития и контроле их исполнения.
4. Сетевое взаимодействие – система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий [3].
Таким образом, внедрение проектного подхода становятся основополагающим принципом организации образовательных процессов, поскольку проектная деятельность в условиях модернизирующегося социума является показателем инновационного качества образования, способствует формированию профессиональной субъектности участников образовательного процесса, становится сильнейшим стимулом развития его познавательных интересов и перспективным ориентиром в выборе жизненных стратегий.
Библиографический список
- Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. — М.: Юрайт, 2013. — 197 c.
- Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. — М.: Юрайт, 2013. — 511 c.
- Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 448 c.