Учитель – значимая фигура не только в системе образования, но и в обществе в целом. Педагог является носителем общественно-исторического опыта и ценностей, осуществляющего связь между поколениями.
Однако в настоящее время одной из проблем является противоречие между высокой значимостью выполняемого труда для общества и низким профессиональным статусом педагогического работника. В этой связи необходимо повышение социальной значимости и престижа педагогического труда.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования должно стать утверждение правового статуса педагогических работников и условий для осуществления ими профессиональной деятельности. Для того чтобы обучение было наиболее эффективным, необходимо создать благоприятные условия, которые будут способствовать признанию обществом соответствующего статуса педагога и особой значимости данной профессии.
Правовое положение работников образовательной сферы стран Европы закреплено в Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ «О положении учителей» (принята 05.10.1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей), где учителям отводится руководящая роль в развитии образования. По словам одного из участников Межправительственной конференции ЮНЕСКО, которая состоялась в Париже в 1966 году, права человека начинаются с прав учителя, и если учитель бесправен, то он никогда не сможет передать ученикам веру в права человека.
Международные документы включают такие профессиональные права и свободы учителей, как право на разработку новых образовательных программ, учебников и учебных материалов, а также право учителей на различные социальные льготы и гарантии.
Во многих европейских странах статус учителей находится на высоком уровне. Учителя приравниваются к государственным служащим в Бельгии, Австрии, Финляндии, Испании, Франции, США, Канаде, Португалии, Дании. В системе классификации должностей государственной службы педагогические работники относятся к «среднему звену» т.е. пользуются привилегированным положением.
В Финляндии профессия учителя является одной из самых важных и популярных. Труд педагогов высоко оплачивается. Учитель обладает свободой творчества.
В Китае одним из главных направлений социальной политики является повышение социального статуса и условий жизни педагогов. В целях улучшения условий жизни учителей правительство Китая в 1994-1998 годах выделило более 9 миллиардов долларов и построило 903 млн. квадратных метров жилья. Согласно статье 33 Закона «Об образовании КНР» гарантируется защита прав и интересов учителей, улучшение их рабочих и жизненных условий и повышение их социального статуса.
Права и обязанности работников образовательной сферы в России регламентируются законодательством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и локальными нормативно-правовыми актами. Список этих прав и обязанностей постоянно расширяется вследствие развития общественных отношений, что приводит к появлению новых имущественных и неимущественных прав и обязанностей педагогических работников.
Правовой статус педагогического работника определяет Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) (далее Ф3 «Об Образовании в РФ). Согласно п.1 ст.47 данного ФЗ под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (включая академические права и свободы), Наряду с этим в законе закреплены трудовые права, социальные гарантии и компенсации, ограничения, обязанности и ответственности.
Работники педагогической сферы в РФ имеют особый статус. В государстве создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
Выделяют общие и специальные права и обязанности (академические, трудовые и социальные) педагогического работника. Общие установлены законодательством для всех субъектов трудовых отношений. Например, в соответствии со ст. 219 «Трудового кодекса Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018)» (Далее ФЗ «ТК РФ») «педагогический работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра, обязательное социальное страхование от несчастных случаев и др».
Специальные установлены применительно к педагогическим работникам. Среди них академические права и свободы: «свобода преподавания, свобода выражения мнения, свобода выбора и использования педагогических методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ, право на выбор учебников, учебных пособий, право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной, в том числе международной деятельности, разработках и внедрении инноваций и т. д.» (п.3. ст.47 ФЗ «Об образовании в РФ»).
К трудовым правам и социальным гарантиям педагогических работников относят следующие: «сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю» (ст.333 ФЗ «ТК РФ»), «право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года» (п.5 ст.47 ФЗ «Об образовании в РФ»), «право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ — лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста» (п.1. ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Правовой статус педагогических работников включает в себя также обязанности и ответственность.
Перечень обязанностей педагогических работников представлен в ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ». Например, педагогические работники обязаны: реализовать в полном объеме преподаваемые учебные предметы, соблюдать нравственные и этические нормы, с уважением относиться к ученикам, повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию.
К педагогическим работникам могут применяться все виды дисциплинарных санкций, предусмотренных ТК РФ. К ним относятся замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. «В качестве дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником могут быть: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника и др».
Таким образом, правовое положение работников педагогической сферы за рубежом и в РФ имеет сходство в следующих показателях: оценка деятельности (аттестация, рейтинги), предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, законодательно определённый порядок и сроки повышения квалификации педагогическими работниками и другие. Однако в отличие от опыта ряда европейских стран, педагогическая деятельность в образовательном законодательстве РФ не признаётся государственной службой. Хотя в ФЗ «Об образовании в РФ» признаётся особый статус педагогических работников в обществе, в настоящее время данная правовая норма носит скорее декларативный характер.
В этой связи одна из целей развития законодательства в области образования в Российской Федерации – дальнейшее совершенствование правовых актов, регулирующих правовой статус работников педагогической сферы.
Библиографический список
- Международные нормативно-правовые акты ЮНЕСКО. М.,1993. С.122.
- Федеральный закон от 29. 2012 г N 273–ФЗ. (с изм. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 2012. 31 декабря.
- Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197–ФЗ (с изм. от 24.11.2014 г.) // Российская газета. 2001. 31 декабря.
- Канаев Н.М. ЮНЕСКО и защита прав учителей // Вестник Академии права и управления. 2010. №19. С.138.