Григорий Великий очень трепетно относился к преподобному Венедикту Нурсийскому, что даже значительно большую часть Диалогов, уделил именно ему, а точнее всю вторую книгу. Существуют предположение, что святые состояли в кровном родстве между собой. И возможно, что именно это свидетельство и заставило папу Григория так относиться к его личности. В жизнеописании Диалогов он описал многие чудеса и саму подвижническую жизнь преподобного, что послужило в дальнейшем основой многочисленных латинских средневековых проповедей и поэм в честь его. Сам же Венедикт или в католической традиции Бенедикт родился около 480 года и происходил также, как и папа Григорий из благородного рода Анициев, живших в провинции Нурсии. Около двенадцати лет он был отправлен в Рим для получения литературно-риторического образования, что еще называется как обучение свободным наукам. Но пришел такой период времени, когда преподобному было 14 лет, и он понял, что это обучения является бессмысленным для духовной жизни человека, сравнивая эту жизнь со святой жизнью великих подвижников о которых читал ранее, а все эти науки заставляют человека впадать в страшные пороки земного мира. Он решается и удаляется в более уединенное и пустынное место под названием Субиако, чтобы отдать себя именно там на служение Богу. Будущий преподобный познакомился с монахом Романом близ лежащего монастыря, которому открыл свои планы на последующею жизнь, и тот очень был поражен таким планам совсем юного мальчика, и дал ему монашеское облачение и подсказал место, неподалеку, в пещере на подошве горы, где Венедикт и стал жить отшельнической жизнью, по примеру египетских подвижников. Так прошло три года, но неожиданно в 497 году Господь послал туда одного пресвитера в день Пасхи чтобы тот принес ему немного пищи и сообщил о том что Христос Воскрес, так как живя в дали от людей он этого не знал. Позже его также обнаружили местные пастухи и распространили славу о нем по всем окрестностям. И тогда ему пришлось выйти из затвора, так как монахи местного монастыря Виковаро в 510 году избрали Венедикта настоятелем своего монастыря, несмотря на его довольно юный возраст. Потом он удаляется в область Флоренции и основывает там к 520 году двенадцать монастырей и помещает в каждый из них по двенадцать монахов, которые подчиняются ему. Монахи занимались физическим трудом, молитвой, а также исполняли роль воспитателей и учителей, так как слава о преподобном, достигла самых высоких лиц римской империи и к нему на воспитание приводили детей знатных людей Рима. Там так он прожил до 528 года, развивая устав основанного им ордена, но находящемуся близлежащему монастырю не нравилось такое положение дел и Венедикт решает, удалиться в другое место, которое находилось на развалинах старой крепости в Монте-Кассино. И это самое место впоследствии обрело такую большую славу, что даже по сей день она не ослабевает. Имея в современном мире название аббатства Монте-Кассино оно также по сей день является центром всех бенедиктинцев монастырей Запада. Но когда только впервые пришел туда преподобный Венедикт Нурсийский, там были только лишь одни развали над которыми возвышался языческий храм Аполлона, вместо него был основан храм в честь святого Иоанна Предтечи. Венедикт, понимая, что монашество на Западе распространяется довольно хуже, чем на Востоке, он решает не много менять устав который устоялся в свое время на востоке. Этот устав отразил уклад монашеской жизни Монте-Кассино. Он вводит его в 529 году для своих монахов, в котором предписывает и заповедует им единственно порядок, умеренность и трудолюбие. Также новые правила предписывали то, что каждый человек в первые поступающий в монастырь должен пройти испытание в течение года таких он назвал новициатами, а затем выдержав этот период времени он должен был дать клятву, письменно изложенную, по которой он обязан выполнять все монашеские правила и никогда не оставлять монашеского пути. И в этом уставе преподобный, уделил большое внимание физическому труду монахов. Преподобный, рассматривает различные типы организации монашеской жизни: киновиты, живущие в одном монастыре по общему уставу; еремиты, отшельники; сарабаиты, живущие совместно, но без общих правил и настоятеля; гироваги, странствующие монахи. Считая киновитский тип монашеской жизни «самым благонадежным» и адресуя именно ему свой Устав, Венедикт, отрицательно относится к сарабаитам и гировагам, называя их потворствующими собственным страстям. Особую роль в жизни монаха-киновита должны занимать послушание, молчание и смирение. Средоточием всего аскетического богословия Венедикта, является основополагающий принцип монашеской жизни – смирение, он в своем Уставе выделяет 12 ступеней смирения. Рост числа монастырей, подобных Монте-Кассино, способствовал широкому распространению этого Устава по всей Западной Европе и возникновению особой монашеской общности, будущего ордена бенедиктинцев. Этим уставом в дальнейшем руководил и святой Григорий Великий. Практическое направление, которое преподобный Венедикт Нурсийский дал западному монашеству, имело своим последствием то, что само западное монашество оказало большое влияние на ход церковных дел и особенно на ход общественного образования. Начинают образовываться монастырские школы. Проведя можно сказать такие реформы в жизни монахов он посвятив свою жизнь такому служению, он до конца своей жизни прожил в Монтекассино и почил там, в 543 году, обретя у Бога и у людей великую славу святого подвижника. Он предсказал братии свою скорую кончину, и все ближе приближаясь к ней, приготавливал свою душу и тело к уходу из этого тленного мира. В последние часы своей жизни он провел в храме и, причастившись Тела и Крови Христовых, отошел ко Господу. Братия похоронили его святое тело в храме, который он сам же и построил. Это тот самый храм, который преподобный Венедикт построил на месте языческого храма Аполлона – храм в честь Иоанна Предтечи. Таким образом, преподобный Венедикт Нурсийский получил от Всемогущего Бога великую власть и дар молитвы с помощью чего и совершал свои великие чудеса. Он был не только великим подвижником и молитвенником, но также он был великим учителем, что его труды читаются, и по сей день. Как он учил, можно найти в словах его главного биографа Григория Великого: «в этом начертании правил, потому что святой муж не мог учить иначе, нежели как сам жил». Печально только то, что вторжение лангобардов в 568 году разрушило почти всю монашескую жизнь в Италии, но, вскоре Господь все возвратил, и с помощью своих святых подвижников восстановил христианство на Западе.
Библиографический список
- Карсавин Л.П. - Монашество в средние века // М. 1992. 233 с.
- Проф. Певницкий В.Ф. - Св. Григорий Двоеслов – его проповеди и гомилетические правила // М. 1871. 467 с.
- Преподобный Венедикт Нурсийский – игумен Августин (Никитин) – [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Benedikt_Nursijskij/prepodobnyj-venedikt-nursijskij/ (Дата обращения: 03.06.19).
- Православная Энциклопедия – Турилов А. А. Статья – «Венедикт Нурсийский» – [Электронный ресурс]. http://www.pravenc.ru/text/150223.html (Дата обращения: 02.06.19).
- Православная Энциклопедия – Усков Н. Ф. Статья – «Бенедиктинцы» – [Электронный ресурс]. http://www.pravenc.ru/text/78066.html (Дата обращения: 08.06.19).