В.А.СУХОМЛИНСКИЙ: МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И КРИТЕРИИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Седова Анастасия Сергеевна1, Чихутова Анастасия Дмитриевна1, Карпова Мария Александровна1, Юрина Виктория Михайловна1, Бердникова Карина Эрфановна1
1Нижегородской государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

Аннотация
В данной статье рассмотрена педагогическая система Сухомлинского, механизмы этой воспитательной системы, критерии ее эффективности. Ценность данной работы состоит в рассмотрении актуальности отдельных моментов данной педагогической системы для современного образования не только школьников, но и студентов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Седова А.С., Чихутова А.Д., Карпова М.А., Юрина В.М., Бердникова К.Э. В.А.Сухомлинский: механизмы воспитательной системы и критерии ее эффективности // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89687 (дата обращения: 03.12.2024).

Сухомлинский, биография которого является примером необыкновенной верности своему делу, написал более 30 книг, 50 монографий, свыше 1500 сказок для ребят и около 500 статей, которые были посвящены воспитанию, а также обучению детей и подростков. Каждая из этих книг отстаивала гуманистические идеалы воспитания и при этом была написана проникновенным художественным стилем [3, с.14].Своим главным достижением автор считал книгу «Сердце отдаю детям», за которую был посмертно награждён Госпремией УССР в 1974 году. Василий Александрович всю свою жизнь посвятил воспитанию детей и проявлению в них личности. Талантливый педагог старался привить детям личное отношение к окружающей действительности, к пониманию собственного дела и чувства ответственности перед близкими людьми, а главное – перед своей совестью.

Одной из целей Сухомлинского являлось создание в школе высоконравственного коллектива, в котором происходило взаимодействие согласованно действующего коллектива учителей и дружного коллектива учеников. При таком взаимодействии процесс воспитания протекал в атмосфере взаимопонимания и согласия.

Поведение регулировалось нормами нравственности нормы, моральными принципами, идеалами добра. Василий Александрович считал, что всякий ученик может привнести свой вклад в нравственно-интеллектуальную атмосферу коллектива, что заставляет его развиваться. Коллективное творчество педагогов и детей, основанное на чувствовании красоты природы, играло важную роль в процессе формирования школьного коллектива. Созданная талантливым педагогом комплексная программа «воспитания красотой» повысила уровень эстетического воспитания школьников [5, с.23].

Взаимоотношения между педагогом и учеником, по мнению Сухомлинского, занимали главное место в процессе воспитания. В идеале он видел их доброжелательными, внимательными и взаимно заинтересованными. Совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание звуков леса, реки, полей, воздуха считалось обычным в школе Сухомлинского. Он писал, что музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности [4, с.171]. Только такими способами формируется драгоценный опыт общения школьников и учителей.

По мнению Сухомлинский, воспитатель должен понимать духовный мир ребенка, видеть в каждом ребенке «личное». Как писал Василий Александрович: «Нельзя быть гуманным, не зная души ребенка [4, с.43].

Важную роль в формировании характера и нравственности у ребенка играет общение с природой. Все, что знает или ощущает ребенок из книги, из учебника, из урока, он понимает только потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором школьник делает первые шаги от рождения и до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. Все то, что сближает человека с природой, должно использоваться для его ознакомления с богатствами духовной культуры. Такое особенность человека, как тонкость, эмоциональность души, проявляется в обостренной способности к чувствованию окружающего мира. Человек с тонкой, эмоциональной природой остро чувствует и переживает беду, страдания, несчастья другого человека, совесть заставляет его помочь.

Чувствительность, тонкость необходимо воспитывать с раннего возраста. Детские годы считаются возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки жизненного идеала. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями [1].

Главным средством воспитания В.А. Сухомлинский считал слово. «Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» [5, стр. 34]. Однако это средство эффективно лишь при соблюдении определенных условий – в ситуации и атмосфере доверия ученика учителю.

Во-первых, школьники улавливают эмоциональное состояние и способны почувствовать неискренность в словах говорящего. Следовательно, фальшивое слово не коснется души ребенка и не произведет на него положительного эффекта

Во-вторых, огромную роль играет авторитет учителя, воспитывающего словом. Чтобы оказывать влияние и получать желаемый результат от разговора с учениками, педагогу мало быть искренним, он также должен быть сильным человеком.

В-третьих, для того, чтобы быть авторитетом для школьника, учитель должен уметь понимать его внутренний мир.

Четвертое и самое главное условие результативного влияния слова в процессе воспитания – это доверие педагога к ученику. Если есть доверие, учитель поменяет кнут на пряник и вместо наказания станет хвалить  поощрять воспитанника, что поможет сформировать в нем желание стремиться к большему, к лучшему. Взаимное доверие между взрослым и ребенком поможет образовать идеальную атмосферу для успешного общения между ними, сделает общение между воспитателем и воспитанником простым и эффективным одновременно.

Кроме слова, Сухомлинский выделял и другие не менее важные факторы, способствующие оказанию воспитательного влияния: здоровье, красота, труд и коллектив. Огромную роль выдающийся педагог отводил красоте, которая является источником нравственности и душевного богатства. Ученик, который  чувствует и видит красоту окружающего мира, будет воспитывать в себе духовную красоту. Труд, по мнению Сухомлинского, является также важным условием эффективности воспитательного процесса. Трудолюбие воспитывается в ученике тогда, когда регулярный труд доставляет ему удовольствие и достигнутые в процессе взаимодействия с коллективом цели радуют ребенка. Возможность разделить с окружающими чувство радости повышает значимость результатов. Обобщая все механизмы воспитательной системы Сухомлинского, можно выделить следующие факторы, способствующие эффективности воспитательного процесса: воспитатель должен быть искренним и сильным человеком, быть способным доверять детям; процесс обучения должен протекать без принуждения, а коллективный труд и совместная деятельность детей и взрослых – приносить радость; общение с природой и воспитание в ребенке способности видеть красоту; процесс воспитания исключает возможность наказаний. Основной задачей критериев эффективности воспитательной системы является определение уровня достигнутого педагогами мастерства и основных направлений развития, проводимое с помощью комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии, как способ измерения результативности педагогической деятельности, становятся ориентиром при самоанализе и рефлексии воспитателей и в поиске путей повышения эффективности воспитательного воздействия на обучающихся.

Для оценки эффективности воспитательной системы используются следующие критерии, показатели и диагностические средства:

Критерии эффективности воспитательной системы Показатели эффективности воспитательной системы Диагностические средства
Уровень воспитанности, духовности и культуры  обучающихся. Демонстрация знаний этика.

Уважение к традициям, педагогам, природе.

Педагогическое наблюдение.

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности.

Сформированность сплоченного коллектива педагогов. Способность работать в коллективе.

Взаимоуважение, доверие, поддержка.

Активное участие в мероприятиях учебного заведения.

Методика Р.С.Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива».

Методика Л.В.Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

Вовлеченность обучающихся в трудовую деятельность Способность работать в команде.

Развитие трудолюбия.

Получение положительных эмоций в процессе труда и от результатов деятельности.

Повышение уровня инициативности обучающихся.

Педагогическое наблюдение.

Проведение анкетирования.

Анализ количества учащихся, вовлеченных в трудовую деятельность.

Гуманистичность педагогической деятельности. Развитие взаимного доверия между воспитателями и воспитанниками.

Уменьшение количества наказаний и рост количества поощрений.

Статистический анализ текущей успеваемости.

Методики изучения развития познавательных процессов личности.

Педагогическое наблюдение.

Разработанная Василием Александровичем Сухомлинским педагогическая система является актуальной по сегодняшний день. Это объясняется тем, что данная педагогическая система не только внесла вклад в теорию и практику воспитания и образования, наполнила педагогическую мысль новаторскими положениями и нововведениями, но и составила революционный значительный этап в истории развития российской педагогической науки [2].


Библиографический список
  1. Борисов С.В. «Человек философствующий»: исследование современных моделей философской пропедевтики. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 240 с.
  2. Ганьшина Б.В.Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности/ Дмитриев А.Е. – М. : Прометей, 2012.
  3.  Педагогическая психология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология», 033400 «Педагогика» / [Клюева Н.В. и др.] / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 399 с.
  4. Практика и тенденции социального партнерства в системе школа – СПО – вуз: материалы VI Республиканской научно-методической конференции: в 2 ч. Ч. 1.; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2013. – 508 с.
  5. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1979


Все статьи автора «Седова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: