Сухомлинский, биография которого является примером необыкновенной верности своему делу, написал более 30 книг, 50 монографий, свыше 1500 сказок для ребят и около 500 статей, которые были посвящены воспитанию, а также обучению детей и подростков. Каждая из этих книг отстаивала гуманистические идеалы воспитания и при этом была написана проникновенным художественным стилем [3, с.14].Своим главным достижением автор считал книгу «Сердце отдаю детям», за которую был посмертно награждён Госпремией УССР в 1974 году. Василий Александрович всю свою жизнь посвятил воспитанию детей и проявлению в них личности. Талантливый педагог старался привить детям личное отношение к окружающей действительности, к пониманию собственного дела и чувства ответственности перед близкими людьми, а главное – перед своей совестью.
Одной из целей Сухомлинского являлось создание в школе высоконравственного коллектива, в котором происходило взаимодействие согласованно действующего коллектива учителей и дружного коллектива учеников. При таком взаимодействии процесс воспитания протекал в атмосфере взаимопонимания и согласия.
Поведение регулировалось нормами нравственности нормы, моральными принципами, идеалами добра. Василий Александрович считал, что всякий ученик может привнести свой вклад в нравственно-интеллектуальную атмосферу коллектива, что заставляет его развиваться. Коллективное творчество педагогов и детей, основанное на чувствовании красоты природы, играло важную роль в процессе формирования школьного коллектива. Созданная талантливым педагогом комплексная программа «воспитания красотой» повысила уровень эстетического воспитания школьников [5, с.23].
Взаимоотношения между педагогом и учеником, по мнению Сухомлинского, занимали главное место в процессе воспитания. В идеале он видел их доброжелательными, внимательными и взаимно заинтересованными. Совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание звуков леса, реки, полей, воздуха считалось обычным в школе Сухомлинского. Он писал, что музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности [4, с.171]. Только такими способами формируется драгоценный опыт общения школьников и учителей.
По мнению Сухомлинский, воспитатель должен понимать духовный мир ребенка, видеть в каждом ребенке «личное». Как писал Василий Александрович: «Нельзя быть гуманным, не зная души ребенка [4, с.43].
Важную роль в формировании характера и нравственности у ребенка играет общение с природой. Все, что знает или ощущает ребенок из книги, из учебника, из урока, он понимает только потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором школьник делает первые шаги от рождения и до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. Все то, что сближает человека с природой, должно использоваться для его ознакомления с богатствами духовной культуры. Такое особенность человека, как тонкость, эмоциональность души, проявляется в обостренной способности к чувствованию окружающего мира. Человек с тонкой, эмоциональной природой остро чувствует и переживает беду, страдания, несчастья другого человека, совесть заставляет его помочь.
Чувствительность, тонкость необходимо воспитывать с раннего возраста. Детские годы считаются возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки жизненного идеала. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями [1].
Главным средством воспитания В.А. Сухомлинский считал слово. «Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» [5, стр. 34]. Однако это средство эффективно лишь при соблюдении определенных условий – в ситуации и атмосфере доверия ученика учителю.
Во-первых, школьники улавливают эмоциональное состояние и способны почувствовать неискренность в словах говорящего. Следовательно, фальшивое слово не коснется души ребенка и не произведет на него положительного эффекта
Во-вторых, огромную роль играет авторитет учителя, воспитывающего словом. Чтобы оказывать влияние и получать желаемый результат от разговора с учениками, педагогу мало быть искренним, он также должен быть сильным человеком.
В-третьих, для того, чтобы быть авторитетом для школьника, учитель должен уметь понимать его внутренний мир.
Четвертое и самое главное условие результативного влияния слова в процессе воспитания – это доверие педагога к ученику. Если есть доверие, учитель поменяет кнут на пряник и вместо наказания станет хвалить поощрять воспитанника, что поможет сформировать в нем желание стремиться к большему, к лучшему. Взаимное доверие между взрослым и ребенком поможет образовать идеальную атмосферу для успешного общения между ними, сделает общение между воспитателем и воспитанником простым и эффективным одновременно.
Кроме слова, Сухомлинский выделял и другие не менее важные факторы, способствующие оказанию воспитательного влияния: здоровье, красота, труд и коллектив. Огромную роль выдающийся педагог отводил красоте, которая является источником нравственности и душевного богатства. Ученик, который чувствует и видит красоту окружающего мира, будет воспитывать в себе духовную красоту. Труд, по мнению Сухомлинского, является также важным условием эффективности воспитательного процесса. Трудолюбие воспитывается в ученике тогда, когда регулярный труд доставляет ему удовольствие и достигнутые в процессе взаимодействия с коллективом цели радуют ребенка. Возможность разделить с окружающими чувство радости повышает значимость результатов. Обобщая все механизмы воспитательной системы Сухомлинского, можно выделить следующие факторы, способствующие эффективности воспитательного процесса: воспитатель должен быть искренним и сильным человеком, быть способным доверять детям; процесс обучения должен протекать без принуждения, а коллективный труд и совместная деятельность детей и взрослых – приносить радость; общение с природой и воспитание в ребенке способности видеть красоту; процесс воспитания исключает возможность наказаний. Основной задачей критериев эффективности воспитательной системы является определение уровня достигнутого педагогами мастерства и основных направлений развития, проводимое с помощью комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии, как способ измерения результативности педагогической деятельности, становятся ориентиром при самоанализе и рефлексии воспитателей и в поиске путей повышения эффективности воспитательного воздействия на обучающихся.
Для оценки эффективности воспитательной системы используются следующие критерии, показатели и диагностические средства:
Критерии эффективности воспитательной системы | Показатели эффективности воспитательной системы | Диагностические средства |
Уровень воспитанности, духовности и культуры обучающихся. | Демонстрация знаний этика.
Уважение к традициям, педагогам, природе. |
Педагогическое наблюдение.
Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности. |
Сформированность сплоченного коллектива педагогов. | Способность работать в коллективе.
Взаимоуважение, доверие, поддержка. Активное участие в мероприятиях учебного заведения. |
Методика Р.С.Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива».
Методика Л.В.Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия. |
Вовлеченность обучающихся в трудовую деятельность | Способность работать в команде.
Развитие трудолюбия. Получение положительных эмоций в процессе труда и от результатов деятельности. Повышение уровня инициативности обучающихся. |
Педагогическое наблюдение.
Проведение анкетирования. Анализ количества учащихся, вовлеченных в трудовую деятельность. |
Гуманистичность педагогической деятельности. | Развитие взаимного доверия между воспитателями и воспитанниками.
Уменьшение количества наказаний и рост количества поощрений. |
Статистический анализ текущей успеваемости.
Методики изучения развития познавательных процессов личности. Педагогическое наблюдение. |
Разработанная Василием Александровичем Сухомлинским педагогическая система является актуальной по сегодняшний день. Это объясняется тем, что данная педагогическая система не только внесла вклад в теорию и практику воспитания и образования, наполнила педагогическую мысль новаторскими положениями и нововведениями, но и составила революционный значительный этап в истории развития российской педагогической науки [2].
Библиографический список
- Борисов С.В. «Человек философствующий»: исследование современных моделей философской пропедевтики. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 240 с.
- Ганьшина Б.В.Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности/ Дмитриев А.Е. – М. : Прометей, 2012.
- Педагогическая психология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология», 033400 «Педагогика» / [Клюева Н.В. и др.] / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 399 с.
- Практика и тенденции социального партнерства в системе школа – СПО – вуз: материалы VI Республиканской научно-методической конференции: в 2 ч. Ч. 1.; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2013. – 508 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1979