ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВЕБ-ПЛАТФОРМЫ “ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ” С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ГЕЙМИФИКАЦИИ

Разина Виктория Дмитриевна1, Готская Ирина Борисовна1
1Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, магистрант направления «Веб-технологии»

Аннотация
Работа выполнена в рамах темы научной исследовательской работы «Проектирование образовательной веб-платформы «Юридическая грамотность» с применением технологии геймификации».
В работе произведён анализ перспектив применения игровых методик в юридической сфере. Рассмотрены примеры внедрения геймификации. Построена функциональная модель процесса игрофикации, разобраны основные её элементы.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Разина В.Д., Готская И.Б. Проектирование образовательной веб-платформы "Юридическая грамотность" с применением технологии геймификации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89653 (дата обращения: 03.12.2024).

научный руководитель – д.п.н., профессор Готская И.Б.

Анализ современных тенденций и трендов в области науки и образования позволил установить, что интенсивное внедрение информационных технологий открывает новые перспективы развития юриспруденции. Существует множество сервисов и методологий в области права, которые значительно облегчают работу юриста, сокращают время обслуживания клиента и делают юридические услуги более доступными. Интенсивное внедрение технологий искусственного интеллекта, развитие методов придиктивной аналитики, использование machine-learning технологий, создание системы электронного правосудия, использование краудфандинновых платформ для привлечения дополнительных инвестиций в судебные процессы — это только часть методов, применяемых в последние годы.

Особое внимание заслуживает разработка правовых web-платформ. При создании UX-дизайна, обеспечивающего комфортное взаимодействие пользователя с сайтом или мобильным приложением, следует учесть все актуальные тенденции и использовать полный набор инструментов. В том числе и геймификацию юридических процессов (для обучения, моделирования последствий и ряда других функций).

Инструменты геймификации нашли применение в разных сферах деятельности. В настоящее время данная концепция продолжает развиваться и как новый тренд информационного мира получила свое распространение в экономической, образовательной, политической и социальной сферах общества [2], а также и в юриспруденции.

В общем случае геймификацию можно определить как процесс использования игровых механик и игрового мышления для решения неигровых проблем или ситуаций с целью вовлечения людей в какой-либо процесс. Техники (индивидуальные и групповые), применяемые в геймификации, отличаются большим разнообразием, что позволяет на их основе построить оптимальную систему взаимодействия с аудиторией в зависимости от специфики преследуемых целей.

Процесс геймификации можно отразить с использованием методологии IDEF0. Функциональная модель, построенная средствами Microsoft Visio, отображена на рисунке ниже.

Рисунок 1. Процесс геймификации

Входящие стрелки (input) отображают вводные параметры, которые необходимы для начала работы: виртуальная валюта, участники и принципы игры. Каждый принцип преследует уникальную цель: формирование команд и сплочённость коллектива на основе внедрения совместной деятельности (командообразующий принцип), стимулирование конкурентной борьбы и выявление лучших из лучших (соревнование) или получение и развитие необходимых навыков (игра без победы или образовательная игра) [3]. Таким образом, положительный эффект воздействия игровых механик выражается в том числе и в увеличении уровня определенных компетенций.

Примером применения геймификации в образовании служит квест-игра по праву, проведённая студенческим обществом юридического факультета Финансового университета при поддержке компании “КонсультантПлюс”. Квест охватил шесть отраслей права, включая налоговое право, финансовое право, гражданское право, теория государства и права, конституционное право, предпринимательское право. Работа в команде способствовала развитию коммуникабельности и обмену знаниями в профессиональной сфере.

Геймификация в образовании позволяет создавать смешанную модель обучения, совмещающую преимуществ непосредственного традиционного обучения с онлайн-уроками за счёт использования цифровых технологий, таких как веб-инструменты и системы управления обучением (Learning Management Systems), включая мотивационные и захватывающие элементы игр. Результаты исследования показывают, что смешанная игровая среда обучения мотивировала учащихся и способствовала совершенствованию когнитивных и прочих навыков и развитию отношений [5].

Кроме представленных на схеме целей внедрения геймификации, можно выделить ещё игры для оценивания результатов деятельности сотрудников, игры при поиске соискателей во время собеседования или на этапе стажировки, игры с начислением игровой валюты за прохождение этапов.

Международная юридическая фирма Clifford Chance применила инновационный способ, базирующийся на игровых методиках, для подбора и тестирования соискателей. Кандидатам помимо прохождения традиционных психометрических тестов было предложено сыграть в специальную правовую видеоигру с последующим предоставлением результатов представителям фирмы. Таким образом, сочетание проверенных и современных инструментов даёт менеджерам понять, как потенциальный работник покажет себя на реальном слушании в суде.

Исходящие (output) выводят результаты деятельности. Результаты напрямую зависят от выбранного принципа игры, а также преследуемых целей. Сюда относится исход игры (формирование команды, выявление победителя, образование) и развитие необходимых компетенций.

К ключевым навыкам юриста, помимо освоения видов профессиональной деятельности, прописанных в Стандарте образования бакалавра [1] (правоприменительная, правоохранительная, нормотворческая и экспертно-консультационная), принято относить следующие:

  • развитые навыки ораторского искусства, умение чётко и аргументированно доносить свою позицию до других;
  • владение техниками, сбора, интерпретации и анализа источников правовой информации;
  • выстраивание межличностной аттракции;
  • знание тайм-менеджмента и эффективное управление временными ресурсами;
  • владение коммуникативными навыками, организация коллективной работы с целью координации и обмена знаниями.

Привлечение игровых механик в неигровые процессы формирует компетенции, столь необходимые успешному специалисту сегодня: развитие критического мышления, повышения уровня мотивации к деятельности, способность к сотрудничеству и работе в команде, целеустремлённость, умение преодолевать трудности, оптимизм [4].

Управляющие (control) предназначены для документов, механик и регламентов, на которых базируется рассматриваемый процесс. Это могут быть списки и рейтинги, свод правил, а также игровые механики. Опыт различных образовательных порталов, использующих в своей основе геймификацию (ресурсы для изучения иностранных языков — Duolingo, LinguaLeo; онлайн-платформы по обучению языкам программирования — Codecademy, Sololearn), позволяет сделать вывод, что наиболее часто применяемыми инструментами игрофикации являются: поэтапная подача обучающей информации, диаграммы результатов для отображения игрового прогресса и механика условленной встречи (Appointment Dynamic).

Различные элементы геймификации могут быть использованы в юридической фирме в связи с практикуемой образовательной методикой CLE или адвокатом, осваивающим курс по сделкам слияния и поглощения. Игровые методы, вроде начисления баллов, выдачи значков и вознаграждений для юриста, вносят конкурентный элемент в рутинные дела и придают процессу развлекательный характер. К данным видам деятельности относятся подготовка дел, составление типовой документации, проведение юридических исследований, а также прочие обыденные процедуры, которые можно преобразовать в квест с уровнями и сбором наград с применением игровых платформ.

Механизмы (mechanism) — ресурсы, требующиеся для выполнения работы. Это компьютерные программы и оболочки, корпоративные сети и т.д.

Применение игрофикации позволяет специалистам различных областей знаний достичь максимальной вовлеченности в процесс за счёт освоения нового формата мотивации и стимулирования. Геймификация обладает рядом перспектив в научной и образовательной сферах, выступая как способ вовлечь человека в решение не самых увлекательных рутинных задач.

Применительно к юридической сфере, геймификация может послужить важным инструментом формирования правовой грамотности населения и способствует выполнению следующих задач:

  • формирование четкой системы знаний во всех отраслях права;
  • становление навыков поиска, анализа и сортировки правовых информационных ресурсов;
  • освоение моделей рационального и юридически обоснованного поведения;
  • осознание прав и обязанностей личности;
  • поддержание актуальности знаний в области системы российского законодательства.

Библиографический список
  1. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)»  / КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210457
  2. Артамонова В.В. // Развитие концепции гумификации в XXI веке — Историческая и социально-образовательная мысль. — 2018. — №2-2, Том 10. – С. 37-43.
  3. Краснова М.В., Земскова М.С. Внедрение гумификации в процесс мотивации персонала поколения  Y // — Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 10-1 (52). — С. 29-33.
  4. Тихонова Е.В. Психология игры в управлении образовательной интеракцией / Е.В. Тихонова // Право и управление. XXI в. — 2015. — № 4. — С. 145-149.
  5. Kamini Jaipal Jamani, Candace Figg, “Application of Gamification to Blended Learning in Higher Education” (Encyclopedia of Information Science and Technology, 4th Edition, Information Resources Management Association, 2018)


Все статьи автора «13sonya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: