Процесс контейнеризации – один из способов модернизировать организацию перевозок, а также обеспечить более дешевое и удобное складирование и хранение грузов. Россия по объемам перевозок грузов в контейнерах существенно отстает от стран Европы, что негативно влияет на развитие логистических процессов и технологий, кроме того, не позволяет оптимизировать транспортные издержки для потребителей [1].
В последние годы темпы роста перевозок грузов в контейнерах значительно возросли. Таким образом, в 2016 году, объем перевозок грузов в контейнерах составил 3,2 млн. ДФЭ [5]. Уровень роста контейнеризации возрос на 10,2 % к уровню прошлого года по сравнению со спадом на 8,0 % в 2015 году. В 2017 году уровень контейнеризации на сети российских железных дорог заметно вырос (+19 % при ожидаемых +8 %) и составил почти 3,9 млн ДФЭ, что является новым историческим рекордом. Коэффициент контейнеризации грузов возрос, но по сравнению со странами Европы находится на низком уровне – 6,2% [6].
Несмотря на тенденцию роста уровня контейнеризации грузопотоков на железных дорогах России, процентное соотношение грузов, перевозимых в контейнерах, незначительно, и без создания необходимой инфраструктуры и новых транспортных продуктов в ближайшей прогнозируемой перспективе его не удастся повысить до мирового уровня [3].
Рисунок 1 – Динамика объемов контейнерных перевозок железнодорожным транспортом
В последние годы рынок контейнерных перевозок постоянно пополняется новыми игроками из-за нарастающего интереса грузоотправителей к этой технологии транспортировки грузов. Лидирующие позиции в России и, в частности, в Свердловской области, занимает ПАО «ТрансКонтейнер» – крупнейший интермодальный оператор контейнерных перевозок в России. На сегодняшний день в управлении оператора находится 70 тыс. контейнеров, свыше 25 тыс. специализированных фитинговых платформ и 491 тягач.
Второй по величине контейнерный оператор в Свердловской области – это терминал «C.I.T.». Весь спектр услуг включает в себя хранение груженых и порожних контейнеров, прием и отправка специализированных контейнеров для перевозки опасных грузов, оформление необходимой сопроводительной документации для перевозок, осуществление выгрузки/загрузки контейнеров на терминале.
Еще один игрок на рынке контейнерных перевозок – это ООО «Модуль». Терминал специализируется на перегрузке крупнотоннажных контейнеров (погрузка/выгрузка с железнодорожного открытого подвижного состава), оборудования, включая тяжеловесное и негабаритное, а также производстве перегрузочных работ на автотранспорте.
Используя метод экстраполяции, можно сделать прогноз на ближайшие годы. Как видно из диаграммы, в ближайшие пять лет перевозки данных видов грузов увеличатся до 5 млн. ДФЭ.
Рисунок 2 – Прогноз роста объема перевозок грузов в контейнерах
Основным драйвером роста уровня контейнеризации перевозок на данный момент является повышение привлекательности данной технологии, вследствие чего в контейнерные грузопотоки будут интенсивнее привлекаться другие грузы [2]. Один из способов добиться этого – более частое использование специализированных контейнеров. Стоит отметить в качестве драйвера роста возможность расширения арсенала мощностей, в том числе, строительство терминалов, способных принимать 40-футовые контейнеры, которых в пределах России сейчас катастрофически мало при возрастающем спросе [4]. Необходимо решить проблему нехватки транспортных единиц и подвижного состава, которые приходится покупать за границей.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что перевозки грузов в контейнерах в ближайшие годы активно развиваются, и так как тенденция увеличения объемов погрузки потенциально контейнеропригодных грузов положительная, в скором времени наша страна сможет достичь большего объема перевозок грузов в контейнерах.
Библиографический список
- Гагарский Э. А. Современные тенденции контейнерных перевозок в железнодорожно-морских сообщениях России. Журнал «Проблемы современной науки и образования» №15, стр. 14-15. Издательство «Олимп».
- Гасилов. В.В. Влияние модернизации региональной дорожной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона [Текст] / В.В.Гасилов, А.Ф.Сапронов, М.А.Шибаева // Современная экономика: проблемы и решения. – 2011. – №7 (19). – с.34-43.
- Гольская Ю.Н., Кузнецова И.А. Оценка влияния транспорта на социально-экономическое развитие регионов // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. 2010. № 5. С. 61-65.
- Гуль, Т.Н. Оценка устойчивости развития региона. / Т.Н.Гуль // Социально-экономические явления и процессы. 2011. – № 10.
- Кочнева, Д. И. Транспортная логистика : учебное пособие / Д. И. Кочнева. –. Екатеринбург :УрГУПС, 2015. – стр. 35-46.
- ПАО “ТрансКонтейнер”: официальный сайт. URL: https://trcont.com (дата обращения 08.01.2018).