С XIX века архитектура непрерывно связана с использованием новых технико-конструктивных средств, свободой для подчеркивания индивидуализации. Стиль модерн резко отрицает подражание. Лозунг модерна – современность и новизна. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики – в модерне вообще не существует. В США этот стиль назывался «тиффани», во Франции – «ар-нуво», а в Германии «Стиль Сецессион».
Художники модерна использовали в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусства этрусков и французского Рококо [1].
Его отличительные особенности: естественность, отказ от прямых линий и углов, особый интерес к новым технологиям, утонченность, одухотворенность, изменчивость, создание эстетически красивых и одновременно функциональных зданий. Модерн имеет свой тезис, в основе которого говорится, что форма в искусстве гораздо важнее содержания. Женщина и природа – источники вдохновения.
Основные конструктивные элементы – двери столбы, балконы и лестницы обрабатывались художественной резьбой, пилением. Присутствуют в основном приглушенные, блеклые цвета. Символически этот стиль можно узнать при наличии причудливых цветков, морских волн.
В России основным архитектором, приверженцем данного стиля был Федор Шехтель. Одним из его творений является здание Художественного театра (рисунок 1).
Рисунок 1 – Московский Художественный театр в стиле Модерн
Можно выделить характерные черты стиля:
- Асимметрия.
- Вытянутые формы, заимствованные от природы.
- Изображения растения, женской фигуры, птиц, насекомых.
В своих постройках архитекторы использовали новые на то время материалы – металл и стекло. Здания из железа имели необычайные формы, напоминающие какие-то фантастические растения.
Библиографический список
- Курило, Л.В. История архитектурных стилей : учебник / Л.В. Курило, Е.В. Смирнова ; Российская международная академия туризма. – 3-е изд. – Москва : Советский спорт, 2012. – 216 с.
- Садохин, А.П. История мировой культуры : учебное пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – Ч. 1. – 954 с.