СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Штыбина Карина Алексеевна1, Цыганкова Вера Николаевна2
1Волгоградский государственный технический университет, кандидат экономических наук, доцент, кафедры «Менеджмент и финансы производственных систем и технологического предпринимательства»
2Волгоградский государственный технический университет, студент, факультет экономики и управления

Аннотация
На сегодняшний день человечество обладает огромным объемом информации. Информация задействована во всех сферах человеческой жизни, и без нее невозможно представить современный мир, в частности современное производство. Информационные системы применяются на предприятиях с целью грамотного управления бизнесом. В связи с этим каждое предприятие стремиться создать свою стратегию информационных систем. В данной статье раскрывается сущность стратегии развития информационных систем, способы ее разработки, условия и варианты событий после ее введения.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Штыбина К.А., Цыганкова В.Н. Стратегии развития информационных систем: основные этапы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89422 (дата обращения: 18.04.2024).

Информация играет важную роль в развитии организации. Известный писатель Виктор Пелевин говорил: «Любая реальность является суммой информационных технологий». [1, c. 130] Действительно, на сегодняшний день на рынке информационных систем России одними из основных тенденций являются: интеграция отечественных и зарубежных систем, рост интенсивности конкуренции российских разработчиков ИС, рост интенсивности конкуренции в сегменте средних предприятий, следование общемировым тенденциям в сфере развития рынка информационных систем и др.

Информационная система представляет собой организационно упорядоченную совокупность программно-аппаратных и других вспомогательных средств, которая обеспечивает возможность надежного и долговременного хранения большого объема информации, поиск и обработку данных по требованиям предметной области. [10] Кроме того, информационная система поддерживает удобный интерфейс с пользователями системы.

Информационная система включает в себя:

− компьютерное и коммуникационное оборудование;

− программное обеспечение;

− информационные ресурсы и др. [10].

Существует множество противоречий в мнениях авторов в отношении понятия и сущности информационных систем в России. Зараменских Е.П. говорил, что информационная система – это «совокупность информационного, программного и технического обеспечения, а также персонала, за счет ИТ-процессов обеспечивающих информационную поддержку выполнения бизнес-процессов».  В то же время Чистов Д.В. определяет информационную систему как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих методов и процессов. В связи с этим, в статье будут проанализированы идеи разных авторов об информационных системах и стратегиях их развития. [3, c. 11; 6, c. 175]

При проведении исследования основным методом был системный анализ и сравнение концепций ряда авторов, таких как Зараменских Е.П [2], Зеленков Ю.А. [3], Исаев Г.Н [4], Чистов Д.В. [5].

Определение роли информационных технологий в развитии бизнес-проекта и в организации управления им – это главная задача в процессе разработки ИТ-стратегии [1, c. 132] . Их роль заключается в эффективной помощи развитию бизнеса в процессе принятия управленческих, организационных и финансово-экономических решений для сохранения конкурентоспособности и создания условий для равноправного партнерства в международной и внутрироссийской кооперации [4, c. 456].

Таким образом, информационная система управления (ИСУ) – это система процессов управления, использующая комплексный набор взаимодействующих элементов и их связей для сбора, обработки, хранения и предоставления информации для достижения каких-либо целей. Стратегия развития информационной системы индивидуальна для каждого предприятия и зависит от целей ее функционирования, от возможностей и ограничений бизнеса [5, c. 150] . Это значит, что разрабатывать стратегию бизнеса нужно в тесной связи со стратегией развития информационной системы управления.

Стратегия развития бизнеса нацелена на установку основных целей, задач и направлений развития, таких как развитие производства, маркетинговой и сбытовой системы, оптимизация использования человеческих ресурсов, а также она направлена на методы и способы построения системы управления и функционирования. [4, c. 457].

По мнению консультанта по управленческим технологиям украинского офиса ГК «ИНТАЛЕВ» Волошина М. А. существуют следующие критерии. Первый критерий – это масштаб бизнеса (оборот или бюджет, численность). Это позволяет оценить масштаб бюджета, который организация может выделить на развитие ИТ-стратегии, оценить уровень сложности внедрения информационной системы, т.е. количество конечных пользователей.

Второй критерий – основные направления деятельности организации. Это нужно для того, чтобы понять содержание предметных областей деятельности конкретной организации, специфики ее отрасли и степени диверсификации бизнеса.

Структура бизнеса является третьим критерием. Это оценка вклада в общий доход организации, который приносят различные направления деятельности. В свою очередь это дает определить приоритеты руководства.

Четвертый критерий – организационная структура. Знание организационной структуры позволяет увидеть схемы вертикали взаимодействия ее элементов, что поможет в дальнейшем избежать критических ошибок в определении контуров внедрения информационных систем.

Следующий критерий – это планы развития организации. Это показывает, какие существуют инициативы по развитию бизнеса, ИТ‑стратегий и какие информационные потребности организация будет иметь в дальнейшем.

Последним критерием выступает наличие проблем высшего руководства, так как их важно устранить для того, чтобы руководства больше было заинтересовано и вовлечено в процесс реализации какого-либо проекта [8].

Интегрирующей концепцией, объединяющие эти критерии является архитектурный подход, использующий ряд методик, таких как TOGAF, COBIT, модель Захмана, позволяющие создать целостную картину развития информационных и технологических потребностей и возможностей организации [2, c. 413].

В целом можно выделить следующие направления классификации стратегий:

По объему инвестирования

1) опережающее инвестирование в ИТ;

2) инвестировании пропорционально росту деловой активности;

3) экономия средств.

По источнику разработки ИТ:

1)  Собственные разработки;

2)  Покупные разработки;

3)  Параллельная разработка (доработка с учетом требуемой конфигурации собственными силами) [1, c. 135].

Для осуществления выбранных направлений предприятие должно ввести программы управления, например, обновление производственной базы, комплексное обучение и повышение квалификации персонала и другие. Так, одна из важнейших программ развития любого предприятия – это разработка информационной системы управления предприятием. Она представляет собой цепочку взаимосвязанных проектов.

Для успешного развития стратегии развития информационной системы управления предприятием требуются определенные условия:

- грамотное видение: успешное проведение разработки собственной стратегии бизнеса, рассмотрение ИСУ как инструмент управления, наличие успеха других компаний в этом направлении;

- достаточное количество финансовых средств: рост значимости затрат на развитие ИТ-стратегии, тормоз для развития бизнеса – текущий уровень информационной системы, планирование или вклад крупных инвестиций в проект;

- распределение полномочий: повышение статуса ИТ-менеджера до заместителя генерального директора, создание подразделений в функциональных службах (не относящихся к ИТ), наличие ответственных за развитие ресурсов ИСУ. [2, c. 415].

Исходя из этого, можно выделить основные базисы разработки стратегии развития управленческой информационной системы:

− точку отправления – настоящее положение предприятия в сфере управления, функционирования и использования ИТ;

− желаемые результаты – стратегию развития предприятия;

доступные инструменты для движения от точки отправления до желаемых результатов, т.е. общие отраслевые и технологические тенденции использования ИТ [1, c. 137].

Комплексное использование этих базисов дает возможность получить три основные части стратегии информационной системы управления: позиционирование и роль ИТ на предприятии, стратегический план достижения поставленных целей развития информационной системы и техническую архитектуру. Достижение соответствия между прогнозируемым уровнем развития бизнеса и необходимым для этого уровнем развития ИТ – это главное условия в процессе разработки стратегии развития ИСУ.

На подготовительном этапе происходит разработка стратегии развития ИСУ, второй этап – поток проектов (реализация программы развития, и последним этапом является эксплуатация, т.е. применение стандартов использования и функционирования. Для подробного анализа стоит рассмотреть каждый этап более подробно [4, c. 460].

Подготовительный этап подразделяется на три стадии, каждая из которых имеет свои задачи:

− оценка бизнеса и используемых информационных технологий. Анализ стратегии бизнеса, формализация бизнес-приоритетов и выявление ИТ-потенциала, оценка текущего ИТ-окружения – основные задачи на данном этапе;

− формирование стратегии развития информационной системы управления по направлениям. Основные задачи на данной стадии – выявление цели и роли ИТ, организация составных частей, установка показателей бизнеса для ИСУ, приложений, техническая инфраструктура и архитектура;

− планирование внедрения стратегии, основными задачами которого являются разработка стратегических проектов, подготовительная деятельность и анализ технологических особенностей [4, c. 460].

Второй этап (поток проектов) заключается в реализации программы развития информационной системы управления, утвержденной в рамках разработки стратегии, которая может быть описана с помощью интеграционной концепции «Мероприятия – готовность – проекты – цели». Выделяют следующие требования к данному этапу:

− процесс развития ИСУ непрерывен и итерационнный;

− уровень развития ИСУ должен соответствовать настоящим и актуальным требованиям бизнеса, обеспечиваться оперативный и прогнозируемый уровень реализации бизнес-функций;

− достижение целей зависит от качества и количества выполнения определенных мероприятий и проектов, без которых дальнейшее развитие невозможно;

− проекты взаимодополняющие и взаимосвязанные;

− управление проектами осуществляется для достижения сбалансированности рамок проектов и используемых ресурсов [4,c.  466].

Вовлечение необходимых людей, которые имеют различные статусы на предприятии − это важный аспект первых двух этапов жизненного цикла ИТ-стратегии. Так, в разработке стратегии помимо ИТ-директора и ИТ-архитекторов должны принимать участие топ-менеджеры и руководители бизнес-направлений [2, c. 423].

Эксплуатация является завершающим этапом жизненного цикла развития ИТ-стратегии. Она представляет собой ежедневное управление ИТ-стратегией, системой и другими ее компонентами. Эта одна из важнейших стадий жизненного цикла, так как деятельность всех процессов на других стадиях жизненного цикла опирается на ежедневную систематическую работу по сбору данных и контролю показателей, которые осуществляются в ходе эксплуатации стратегии. Сложность в том, что большинство проблем на данном этапе происходит из-за пренебрежительного отношения к вспомогательным и организационным процессам жизненного цикла [8, 9].

При прогнозировании результатов ИСУ появляется множество вариантов развития событий. Выбор возможного сценария использования управленческого программного обеспечения является одним из главных этапов разработки информационной стратегии. При выборе оптимального варианта развития стратегии, предприятие должно провести анализ вариантов по основным группам критериев: финансовые возможности предприятия, потенциал существующего уровня технической инфраструктуры, степень компетенции, бизнес-знаний, компьютерной грамотности ключевых менеджеров и исполнителей. Это позволяет оценить сроки разработки, внедрения и использования управленческого программного обеспечения, а также сравнить финансовые результаты по предполагаемым сценариям. Также предприятие должно оценить все риски, которые могут возникнуть при развитии ИТ-стратегии. Основными рисками являются неправильный выбор управленческого ПО, незавершенность проекта внедрения, несоответствующее качество продуктов проекта, выход за пределы проекта и т.д. [1, c. 149]

Подводя итоги данной статьи, хотелось бы отметить, что оценка факторов внешней и внутренней среды предприятия – это то, с чего должен начинаться процесс разработки стратегии ИСУ, так как без объективной и системной стратегии будет не эффективно проводить развитие информационной системы.

Для того, чтобы оценить готовность к развитию стратегии информационного управления, предприятие должно проанализировать группы факторов, которые влияют на процесс перехода к новому уровню ИСУ, и сравнить их со своими нынешними возможностями. Такими факторами являются: наличие стратегии бизнеса, человеческий фактор, документирование и нормативно-справочная документация, уровень развития инфраструктуры, финансы и др. В случае выявления недостаточного уровня готовности руководитель должен провести проект по подготовке предприятия к развитию информационной системы управления.

Закончить статью хотелось бы словами Бенджамина Дизраэли, английского государственного деятеля, писателя и премьер-министра: «Как правило, наилучшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией». [10]


Библиографический список
  1. Голоктеев К. Управление производством. Инструменты, которые работают / К. Голоктеев, И. Матвеев. – СПб: Питер-Юг, 2016. – 130-150 с.
  2. Зараменских Е.П. Архитектура предприятия: учебник / Под ред. Е.П. Зараменских. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 410-423 с.
  3. Зеленков Ю.А. Методология формирования ИТ-стратегии организации на основе ее бизнес-моделей / Ю.А. Зеленков // Стратегии бизнеса. – 2014. – №5 (7). – С. 11-18.
  4. Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям “Финансы и кредит”, “Бухгалт. учет, анализ и аудит” / Г.Н. Исаев. – М.: ОМЕГА-Л, ГРУППА КОМПАНИЙ, 2010. – 450-466 с.
  5. Копылов А.В. ERP: управление предприятием: Учеб. пособие / А.В. Копылов, В.Н. Цыганкова – Волгоград, ВолгГТУ, 2017. – 150 с.
  6. Чистов Д.В., Морозова О. Информационные системы в экономике. Управление эффективностью бизнеса: Учебное пособие для ВУЗов / Д.В. Чистов, О. Морозова. – М.: КНОРУС, 2018. – 175 с.
  7. Ясенев В.А. Информационные системы и технологии в экономике / В.А. Ясенев. – 3-е изд., перер. – М: Издательство журнала “Юнити”, 2017. − 560 с.
  8. Разработка стратегии развития информационной системы управления бизнесом. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.intalev.ru/library/articles/article.php?ID=5173 (Дата обращения 01.05.19).
  9. Разработка стратегии развития информационных технологий. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://softline.ru/uploads/softline_about/materials/razrabotka-it-strategii.pdf (Дата обращения 01.05.19).
  10. Роль и место информации и информационных систем в современном мире. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://novainfo.ru/article/6029 (Дата обращения 29.04.19)
  11. Сущность стратегического управления развитием информационных систем. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.intuit.ru/studies/courses/963/388/lecture/9007 (Дата обращения 30.04.19):


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Штыбина Карина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация