РУССКОЕ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ

Торопова Анастасия Игоревна1, Домнина Анна Ивановна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В статье описаны основные черты русского барокко. Представлена сравнительная характеристика петровского и елизаветинского барокко. Указаны основные построения в стиле барокко в России.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Домнина А.И., Мочалова А.С., Шамина Е.М. Русское барокко в архитектуре // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/04/89245 (дата обращения: 10.04.2024).

Появление барокко в архитектуре России приходится на первую половину XVIII века, отразив укрепление монархии в стране. Основание Санкт-Петербурга в 1703 году послужило  мощным толчком к развитию архитектуры России. Здесь начинается новый этап в развитии русского барокко. Возникает такое течение, как петровское барокко. Этот архитектурный стиль ориентировался на западные образцы. Одним из самых ярких сооружений в стиле петровского барокко является Петропавловский собор. Большую часть архитектурных приемов Россия берет с запада, но, не смотря на это, в стране начинает формироваться собственная архитектурная школа. Основными чертами пертровского стиля являются: простота построений, объемность, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов [2].

Рисунок 1 – Петропавловский собор в стиле петровского барокко

В течении XVIII века барокко развивалось и совершенствовалось. Так, в России возникло новое направление – елизаветинское барокко. Его развитие чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора того времени  Растрелли. Елизветинское барокко отличается от петровского наличием традиций московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях – Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Стилю свойственны величественные масштабы построек, пышность декоративного убранства, золотая отделка фасадов. Д.В.Ухтомский и И.Ф.Мичурин – выдающиеся московские архитекторы, которые возводили здания в стиле елизаветинского барокко. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность [3].

Рисунок 2 – Зимний дворец в стиле елизаветинского барокко

Само по себе барокко характерны пышность, динамичность, монументальность, криволинейность планов. В основе барочных планов лежали сложные геометрические фигуры. Это привело к вытеснению из стиля прямых и гладких линей изогнутыми и волнистыми. В барокко используются традиционные ордерные формы. Однако к уже существующим был добавлен «волнистый» ордер.


Библиографический список
  1. Курило, Л.В. История архитектурных стилей : учебник / Л.В. Курило, Е.В. Смирнова ; Российская международная академия туризма. – 3-е изд. – Москва : Советский спорт, 2012. – 216 с.
  2. Тихомиров, С.А. История мировой культуры : учебное пособие / С.А. Тихомиров ; науч. ред. Л.М. Ванюшкина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Высшая школа народных искусств (институт). – Санкт-Петербург : Высшая школа народных искусств, 2017. – Ч. 2. – 112 с.
  3. Культурология : учебное пособие / А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова и др. ; ред. А.Н. Маркова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юнити-Дана, 2015. – 401 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация