Одним из важных направлений деятельности Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) является подготовка высококвалифицированных офицерских кадров. В своем выступлении на селекторном совещании 1 марта 2016 года в Национальном центре управления обороной РФ Министр обороны РФ заявил: «Офицеры должны обладать фундаментальными теоретическими знаниями и практическими навыками для выполнения своих обязанностей в войсках. Сегодня необходимо расширять доступность военного образования, создавать условия для самообразования военнослужащих». С этой целью в военном ведомстве активно внедряется проект «Электронный вуз». Важной составляющей «Электронного вуза» являются электронные учебники, использование которых позволяет повысить интенсивность учебного процесса и улучшить качество военного образования.
Электронные учебники (ЭУ), основанные на использовании гипертекста, видео- и аудиоприложений, анимации, большого количества иллюстративного материала, становятся одним из основных элементов учебно-методического обеспечения учебной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования МО РФ [1].
Разрабатываемые профессорско-преподавательским составом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГиСЭД) Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации электронные учебники по правовым дисциплинам представляют собой учебно-методические комплексы, включающие не только учебник, но и справочник нормативных правовых актов, хрестоматию, практикум, словарь, тестирующую программу, банк контрольных вопросов и заданий.
Рассмотрим некоторые возможности применение ЭУ при проведении практических занятий по правовым дисциплинам.
Практические занятия - форма организации образовательного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения нормативно-правовых источников и решения конкретных задач, проходящее под руководством преподавателя.
Рисунок 1. Роль и место электронного учебника при проведении практических занятий
Таким образом, ЭУ обеспечивает ознакомление с теоретическим материалом, тренировку, объективный пошаговый контроль всех действий обучающегося, предоставляет правовую, справочную информацию, сервисные функции и активно используется при проведении практических занятий педагогами кафедры.
Повышение активности слушателей на практическом занятии с применением электронного учебника обусловлено следующими факторами:
-
необходимостью выполнения индивидуального варианта учебного задания;
-
высокая вариативность заданий;
-
мгновенной обратной связью (идет оценка каждого шага обучения: подтверждение правильного действия обучающегося или объяснение правильного хода решения в случае ошибки);
-
оценкой итогов выполнения учебного задания непосредственно на занятии (с учетом общего числа вопросов, количества правильных ответов и числа попыток ответа на один и тот же вопрос);
-
красочностью и наглядностью представления учебной информации на экране дисплея;
-
атмосферой состязания, обусловленной групповой компонентой занятия [2].
При этом электронный учебник должен содержит достаточное количество заданий, чтобы при необходимости, преподаватель мог давать повторные и дополнительные задания по той же теме.
Методические приемы использования электронного учебника |
|
Рисунок 2. Основные методические приемы использования электронного учебника на практических занятиях кафедры
Практика использования электронных учебников на практических занятиях по правовым дисциплинам кафедры показала, что их достоинствами являются: во-первых, их мобильность, может быть реализован поиск по тексту, переходы по гиперссылкам, во-вторых, доступность связи с развитием локальной компьютерной сети академии, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний.
Подготовка и разработка качественных учебных, учебно-методических и информационно-справочных материалов во многом определяются педагогическими знаниями разработчика, тем, насколько они владеют методикой обучения, навыками системного подхода при проектировании дидактических материалов для электронных учебников, умением пользоваться некоторыми средствами информационных технологий и т.д. Одним словом, задача, стоящая перед всеми авторами-разработчиками по созданию электронных учебников, с одной стороны, относительно сложная, многообразная, обширная и трудоемкая, но с другой стороны, актуальная, творческая и интересная [3].
Библиографический список
- Единый стандарт электронного учебника: утвержден Министром обороны Российской Федерации 29 сентября 2015 года. М.: ОАО «12 центральная типография», 2015.
- Методические рекомендации по созданию интерактивных электронных учебников и обучающих курсов для подготовки военных специалистов по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам: утверждены статс-секретарем – заместителем Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2016 года. М.: ОАО «12 центральная типография», 2016.
- Манжула Е.В., Шляпников С.В. Практика использования электронных учебников на занятиях по правовым дисциплинам со слушателями магистерских программ военной академии // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий». В 5-ти частях. 2017. URL: http://issledo.ru (дата обращения 23.04.2019).