В течение следующего десятилетия Китай может стать не только местом, где глобальные компании проводят исследования и выпускают новые продукты, но и источником недорогого и гибкого подхода к инновациям, который повсеместно влияет на конкуренцию.
Этот вывод основан на углубленном исследовательском проекте, проведенном Глобальным институтом McKinsey, который был направлен на то, чтобы определить, где Китай находится с точки зрения инноваций, через измерение истинного воздействия инноваций, то есть того, как коммерческие идеи на самом деле развиваются на рынках по всему миру.
Используя базу данных о 20 000 публичных компаниях, представляющих около 30% мирового ВВП, мы изучили глобальный доход в отраслях, которые соответствуют четырем инновационным «архетипам»: ориентированным на клиента, ориентированным на эффективность, инженерным и научным. Китайская индустрия была признана сильной в инновациях, если китайские игроки собирали более 12% мирового дохода, что эквивалентно доле Китая в мировом ВВП, в этом секторе.
Данные показывают, что Китай создал значительные преимущества в отраслях, соответствующих двум из этих архетипов: ориентированных на клиента и ориентированных на эффективность. К первой категории относятся такие отрасли, как различные устройства, от которых Китай получил 36% мировых доходов, а также интернет-услуги и программное обеспечение, на которые приходится 15% мировых доходов.
Второй включает в себя индустрию солнечных панелей, где китайские предприятия получают 51% мирового дохода, и текстильную индустрию, в которой китайские компании получают 20% мирового дохода.
Китайские компании преуспели в сферах, ориентированных на клиентов, потому что они научились приспосабливать свои товары к потребностям развивающегося потребительского класса своей страны. Принимая во внимание, что китайские компании раньше занимались разработкой продуктов, которые были не совсем соответствующими стандарту западных продуктов, но предлагали огромную экономию средств – теперь они стремятся создавать продукты, которые дешевле и лучше, чтобы удовлетворить более состоятельных потребителей. Огромный размер китайского рынка, включающего более 100 миллионов основных потребительских домохозяйств, также помогает, поскольку позволяет компаниям быстро и в больших масштабах коммерциализировать новые идеи.
В отраслях, основанных на эффективности, китайское мастерство коренится в его роли «фабрики мира». Огромная производственная экосистема страны – 150 миллионов фабричных рабочих, пятикратная база поставщиков в Японии и современная инфраструктура – позволяют внедрять технологические инновации, которые сокращают затраты, повышать качество и сокращать время выхода на рынок. Китайские производители также продвигаются по цепочке создания стоимости, производя более «наукоемкие» продукты (например, коммуникационное оборудование) и разрабатывая гибкие подходы к автоматизации, которые сочетают в себе трудозатраты и механизмы для поддержания оперативности и снижения затрат.
Безусловно, в машиностроительных отраслях китайские компании добились определенных успехов. Действительно, хотя требуется время для создания базы знаний и опыта, достаточно сильных, чтобы процветать в этой области, некоторые китайские отрасли быстро преодолели катастрофическое отставание, отчасти благодаря усилиям правительства по содействию передаче технологий с глобальными партнерами. Примерами являются высокоскоростные поезда (41% мирового дохода), ветряные турбины (20%) и оборудование связи (18%). Но во многих отраслях дела идут не так хорошо. Например, китайская автомобильная промышленность обеспечивает только 8% мирового дохода, что в значительной степени отражает ограниченные возможности обучения.
У Китая есть больше возможностей для научных инноваций, которые включают такие отрасли, как специальные химикаты, разработка полупроводников и брендовые фармацевтические препараты. Фактически, несмотря на значительные инвестиции в технические возможности – страна тратит более 200 миллиардов долларов ежегодно на исследования и разработки (уступая только США) – ни одна китайская отрасль в этой области не получила более 12% мировых доходов.
Одной из ключевых проблем для наукоемких отраслей промышленности Китая является длительный период времени, в течение которого новые открытия будут доводиться до совершенства и коммерциализироваться. Поэтому компании разрабатывают уникальные китайские подходы к таким инновациям. Например, чтобы ускорить 15-летний процесс выведения нового препарата из лаборатории на рынок, китайские фармацевтические компании внедряют подходы промышленного сектора.
В течение следующих десяти лет у Китая есть шанс выйти за рамки простого освоения и адаптации глобальных технологий, чтобы стать настоящим лидером инноваций. Если это удастся, опасения относительно длительного замедления, которое препятствует глобальному росту, окажутся необоснованными.
По нашим оценкам, к 2025 году инновации в сфере услуг в Китае, где производительность значительно отстает от производительности в развитых странах, могут привести к росту экономической ценности от 500 до 1,4 триллионов долларов в год. В сфере производства, где Китай может использовать свои огромные ресурсы, чтобы вести мир в эпоху оцифрованного производства инновации могут ежегодно приносить прибыль в размере 450-780 млрд долларов. Это будет иметь большое значение для повышения производительности, достаточной для компенсации таких проблем, как старение населения.
Самое главное, что превращение Китая в настоящего новатора может превратить его в глобальный центр исследований и разработок. В конце концов, в отличие от сегодняшних ведущих новаторов, таких как США, Китай предлагает низкие цены и близость к крупным – и в основном неиспользованным – рынкам, включая собственный, что позволяет быстро внедрять новые продукты. Даже с ростом заработной платы китайские исследователи, не говоря уже о других видах труда, получают лишь 10-20% от того, что зарабатывают их коллеги из развитых стран.
Благодаря сочетанию огромного рынка, низких затрат, гибкости и амбиций, Китай предлагает инновационным компаниям со всего мира возможность воплощать свои идеи в коммерческие продукты быстрее и с меньшими затратами, чем когда-либо. По мере того, как все больше людей узнают об этом и переводят свои операции в Китай, все виды рынков могут быть разрушены. И, в конце концов, китайская модель инноваций может стать мировым стандартом.
Библиографический список
- Бергер Я. М. Посткризисный Китай в глобальной экономике // Свободная мысль. – 2018. – № 8 .- С. 27-42.
- Бергер Я. М. Экономика Китая: о трудностях мнимых и реальных // Там же. – 2017. – № 9. – С. 81-92.
- Ван Ин. Присоединение Китая к Всемирной торговой организации: условия и последствия / Ван Ин. – М. : МГИМО – Университет, 2007. – 43 с.
- Влияние мирового финансового кризиса на экономику Китая / Рос. акад. наук, Учреждение Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока РАН ; [сост. П. Б. Каменнов, В. В. Жигулева ; отв. ред. А .В. Островский]. – М. : ИДВ РАН, 2017. – 190 с.
- Внешняя торговля Китая [Электронный ресурс] // Russian.china.org.cn : [сайт]. – [Б.м.]. 2010-2012. – URL : http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2012-01/09/content_24356913.htm (09.04.12).
- Гельбрас В. Цена экономических успехов Китая // Вопр. экономики. – 2017. – № 4. – С. 127-139.
- Ли Синь Реформы в Китае: проблемы и дискуссии // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 5, Экономика. – 2007. – № 1. – С. 87-95.
- Мельник Л. Г. Эколого-экономические механизмы управления хозяйственным развитием в Китае // Экономика природопользования. – 2019. – № 3. – С. 100-120.
- Полозюкова О. Е. Особенности экономики Китая на современном этапе и перспективы ее развития : автореф. канд. … эконом наук / Полозюкова Ольга Евгеньевна. – М., 2016. – 27 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL : http://www.rea.ru/CommonFiles/Autoref/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D1%8E%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0.docx (09.04.12).