Поп-арт – это направление в искусстве, характеризующееся использованием в картинах предметов массовой культуры. Главными чертами поп-арта является: экспрессивность, яркость, контрастность, радужные броские цвета [1].
Изначально термин «поп-арт» использовал британский критик Лоренс Эллоуэй в середине 1950-х годов, для обозначения продуктов массовой культуры. К примеру, статьи в желтой прессе. Однако, позднее этот термин стал использоваться в искусстве для обозначения целого направления [3].
Зарождение поп-арта приходится на вторую половину 20 века, на время рекламной эпохи. И поп-арт отчасти является порождением этой эпохи, тем самым развивая рекламное дело. Однако, поп-арт – это не просто рекламный образ. Художники не всегда создавали рекламу как таковую – они брали предметы массового потребления, меняли цвет, материалы, добавляли яркости, энергичности изображению. В дальнейшем, данные картины использовались как в рекламных целях, так и для украшения интерьера [3].
В некотором плане поп-арт стал «ответом» абстракционизму, так как рекламные образы конкретны и доходчивы, то абстрактные линии и пятна больше не устраивали художников [2].
Первые произведения в стиле поп-арт появились в стенах лондонского Королевского художественного колледжа и были созданы художниками Питером Блейком, Джо Тилсоном и Ричардом Смитом. В основном они были изготовлены в технике коллажа. Однако, изначально подобные работы не обращали на себя особого внимания [2].
О зарождении нового направления начали говорить только в 1956 году, когда британский художник Ричард Хэмилтон (Гамильтон) представил свой коллаж «Что же делает наши дома такими разными, такими привлекательными?» [3].
Зародившись в Великобритании, своего расцвета поп-арт достигает в Соединенных Штатах. Художники обогащают данное направление дополнительными техниками [1].
Также стоит отметить, что огромный вклад внесли такие известные имена, как Рой Лихтенштейн (1923-1997) и Энди Уорхол (1928-1987). Они прибегали к приему тиражирования образов при помощи шелкографии и других техник [3].
Артистов, работавших в стиле поп-арт, обвиняли в пошлости, в отсутствии собственных идей, в дурновкусии. Но тем не менее направление прижилось и за произведения «икон» данного направления ценители выкладывают на аукционах немалые денежные средства [2].
Таким образом, поп-арт оказал серьезное влияние на развитие концептуального искусства и рекламы в целом [1].
Библиографический список
- Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.: высшая школа, 2002. – 511 с.
- Визуальная культура и мышление в дизайне: методические материалы / Под ред. В.Ф.Колейчук. – М.: ВНИИТЭ, 2009. – 89 с.
- Обухова А., Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. 1960-1970-е. История живописи. ХХ век. – М., Галарт, 2008. – 568 с.