Невербальные знаки, которые используются человеком, в большинстве случаев не осознаются им. Внимательный слушатель, наоборот, учитывает их и может придать им функцию, присущую вербальным.
И.Н. Гореловым выделяются следующие функции паралингвистического знака:
1) Социативная (контактоустанавливающая);
2) Волюнтативная (волеизъявления по отношению к собеседнику);
3) Апеллятивная;
4) Репрезентативная;
5) Эмотивная;
6) Коммуникативная.
Английским психологом М. Аргайлом было выделено три группы функций, которые выполняют кинесические средства в коммуникации. Первая группа связана с социальной ситуаций и включает в себя функции: 1) Выражение межличностных отношений; 2) Самопрезентация коммуникантов; 3) Выражение эмоцональных состояний.
Вторая группа связана с поддержанием вербальной коммуникации и ей присущи следующие функции: 1) Регулация обмена репликации; 2) Дополнение или опровержение значения высказывания; 4) Поддержание обратной связи; 5) Сигнализация о внимательном восприятии сообщения [1].
Третья группа связана с замещением вербальной коммуникации и подразумевает такие функции, как: 1) Употребление невербальных знаков в качестве знаковых систем; 2) Сигнализация о состоянии нервной системы.
В.П. Конецкая предоставляет перечень функций, которые не являются исчерпывающими, а имеющиеся в ее теории классификации в какой-то степени являются условными, так как одно и то же невербальное средство может актуализировать несколько функций. Стоит заметить, что невербальное жестовое событие может быть охарактеризовано не какой-то одной, а сразу несколькими функциями, из которых несколько являются доминирующими. Невербальные жесты выполняют и когнитивную функцию. Вместе с инстинктивным использованием невербальных средств, которое обусловлено низшими уровнями центральной нервной системы, имеется и такое употребление невербальных средств, которое зависит от высших, когнитивных процессов, обусловливающих коммуникацию.
Библиографический список
- Билан, М.А. Психология молодежного общения : учебное пособие / М.А. Билан, М.М. Горбатова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. – 153 с.
- Логутова, Е. Психология делового общения : учебное пособие / Е. Логутова, И. Якиманская, Н. Биктина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». – Оренбург : ОГУ, 2013. – 196 с.
Количество просмотров публикации: Please wait