НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Боташева Сафиназ Казбековна1, Айбазова Мадина Борисовна2, Кипкеева Алина Дахировна3
1Северо-Кавказская государственная академия, кандидат философских наук
2Северо-Кавказская государственная академия, студентка 5 курса МИ
3Северо-Кавказская государственная академия, студентка 5 курса МИ

Аннотация
Формирование национального самосознания граждан  в духе толерантности возможно только на основе изучения принципов духовной культуры всех этносов проживающих в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве нашего региона. В условиях современности возрастает необходимость в сохранении мира и стабильности на Северном Кавказе.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Боташева С.К., Айбазова М.Б., Кипкеева А.Д. Национальное самосознание // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/03/88822 (дата обращения: 14.03.2024).

Национальное самосознание является ядром осознания человеком его места в обществе, его отношения к своей нации. Каждое новое поколение формирует его в соответствии с вызовами современного мира.
В последние годы число людей, для которых этническая принадлежность является внутренним чувством принадлежности к своему народу, увеличилось.
Национальное сознание – это чувство национальной идентичности, то есть понимание того, что группа людей имеет общие этнические, языковые, культурные особенности. Рост национального сознания является первым шагом на пути к созданию нации. Национальное сознание является уровнем осознанием коллективной общности и пониманием единения на основе данной общности. Это осознание наличия общих взглядов и убеждений в семейных, социальных и гендерных ролях, общность обычаев и традиций. Это осознание позволяет иметь «коллективную идентичность», которая позволяет индивидам идентифицировать себя как  коллектив, нацию. Национальное сознание может быть определено как основное ядро ​​социальных взаимоотношений, которое обеспечивает привычные способы рассмотрения жизненных явлений.

Национализм основан на национальном самосознании, осознании национальной общности группы людей. Национальная идентичность в Европе и Америке развивалась вместе с идеей политического суверенитета. В Восточной Европе оно также часто было связано с этнической принадлежностью и культурой [1].

Согласно теории Бенедикта Андерсона, нации существуют только в сознании людей, то есть нации воображаются. Идея «воображаемого сообщества» состоит в том, что нация состоит из людей, которые считают себя частью определенной группы. Андерсон называл нации «воображаемыми сообществами». Андерсон считал, что нация формируется  за счет исключения. Нации не только исключают тех, кто находится за ее пределами, но они исключают своих членов, которые не поддерживают коллективной идеи их национальной идентичности. Андерсон утверждает, что из-за ментальных границ или концепций люди устанавливают отношение к другим на основе культуры, этнической принадлежности и других факторов. Люди подсознательно разделяют членов социума по признаку национальной идентичности [1].

Национальная идентичность и национальное сознание тесно связаны друг с другом. Национальная идентичность может быть определена как чувства, которые кто-то разделяет с группой людей, считая себя частью данной нации. Национальное сознание является специфическим ядром отношений, которые обеспечивают повседневные явления жизни. Национальная идентичность, как и национальное сознание, – это чувство признания или разделения социальных групп по признаку «мы» и «они» [2]. Важным отличием является то, что национальный спектр идентичности воплощает патриотизм и шовинизм.
Национальная идентичность более ощутима по сравнению с национальным сознанием. Элементы национальной идентичности включают национальные символы, традиции и воспоминания. Национальное сознание более чувственное и личное; оно индивидуально  для каждого отдельного человека.

В своей книге Эрнест Геллнер раскрывает теорию возникновения нации. Геллнер считал, что образование нации было результатом промышленной революции [2]. Поскольку в городах собралось большое количество людей из разных слоев общества, необходимо было сформировать общую идентичность среди них. Геллнер считал, что культура – это «система идей, знаков, ассоциаций и способов общения». Двое людей относятся к одной и той же нации только в том случае, если они признают друг друга как часть одной и той же нации. Это признание людьми друг друга как представителей одной социальной общности. Важную роль в формировании национального сознания сегодня играет общественное мнение, поскольку самоуправляющиеся органы объединяют людей разных взглядов и национальностей. В нашей стране рост национального самосознания нельзя рассматривать отдельно от задач укрепления межэтнического согласия так как они определяют мир, стабильность, успешное государственное и социальное развитие и экономический подъем. Взаимное уважение, терпимость, условия сохранения культуры, традиции и обычаи – благодатная среда для прогресса, счастливое будущее для молодого поколения.


Библиографический список
  1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 288с.
  2. Эрнест Геллнер Нации и национализм М:Прогресс, 1991- 321с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Боташева Сафиназ Казбековна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация