Категория технологии приобретает на современном этапе общественного развития доминирующее, системообразующее значение. Если в предшествующие эпохи технология рассматривается как простой набор рецептур и считается вторичной по отношению к культуре, то в последние десятилетия осознается то, что совершенствование технологий лежит в основе развития современной техногенной цивилизации, а радикально новые формы человеческой культуры сопрягаются с рождением принципиально новых технологий [1].
Как отмечает в этой связи А. И. Ракитов: «…технология в обычном понимании представляет собой набор различных операций и навыков, реализуемых в фиксированной последовательности в соответствующих пространственно-временных интервалах и на основе вполне определенной техники для достижения избранных целей» [2, с. 35]. В процессе развития социума «технология оказывается включенной в систему общественных отношений и деятельностных структур…технология становится фактором различных общественных модификаций и трансформаций, влияя на разнообразные социальные структуры и подсистемы общества» [2, с. 156].
Технологическое общество и жизнь или технология и культура находятся друг с другом в циклической созависимости. Эта синергетическая связь появилась с самого начала истории человечества, с изобретением простых инструментов и имеется также и в современных технологиях, в таких как печатный станок и компьютеры [3].
В современном мире передовые технологии, ресурсы, география и история порождают устойчивые экономики; а в хорошо функционирующей, устойчивой экономике избыток экономики естественным образом перетекает в более широкое использование технологий. Более того, поскольку технология является такой неотъемлемой частью человеческого общества, особенно в его экономических аспектах, источники финансирования (новых) технологических начинаний практически неисчерпаемы [4]. Однако несмотря на то, что ранее, технологические инвестиции включали немного больше, чем время, усилия и навыки одного или нескольких человек, сегодня, такие инвестиции могут включать коллективный труд и навыки многих миллионов.
Внедрение технологий оказывает влияние на ценности общества, изменяя ожидания и реалии. На внедрение технологии также влияют ценности.
Технология обеспечивает более глубокое знание международных проблем, ценностей и культур. Благодаря, главным образом, массового транспорта и средств массовой информации мир, кажется, намного меньше. В настоящее время мир становится единым целым из-за таких тенденций как:
- глобализация идей,
- вложенность значений,
- рост и контроль населения [5].
Жак Эллюль, французский философ и социолог, является одним из сторонников того, что жизнь без технологий для людей невозможна [6]. Он придерживается идеи о том, что человечество не может устоять перед соблазном расширить наши знания и наши технологические способности. Однако он не считает, что эта кажущаяся автономия технологии имманентна. Но воспринимаемая автономия заключается в том, что люди не адекватно рассматривают ответственность, присущую технологическим процессам.
Лэнгдон Уиннер, профессор Массачусетского технологического института, критикует идею о том, что технологическая эволюция существенно не контролируется отдельными людьми или обществом в его книге «Автономная технология» [7]. Вместо этого он утверждает, что кажущаяся автономия технологий является результатом «технологического сомнамбулизма», склонности людей к некритичному и безотчетному использованию и потреблению новых технологий без учета их более широких социальных и политических последствий.
Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что ранее люди использовали технологии как инструмент для облегчения выживания. В настоящее время мы наблюдаем изменение роли, которую технология играет в нашем обществе и может продолжать играть для будущих поколений. В современном мире технологии больше не являются инструментом выживания, а превратились в средства общения и развлечений. Технология массовых коммуникаций облегчает общение с людьми. В то же время это вызывает обеспокоенность по поводу того, оказывает ли технология хорошее или плохое влияние на наше общество, разрушает ли использование технологий непосредственное взаимодействие и общение между людьми?
Парадокс технологии массовых коммуникаций заключается в том, что мы все больше отдаляемся друг от друга, когда решаем сделать смартфоны, компьютеры, телевидение и тому подобное нашим основным средством общения друг с другом. Технология — это замечательный инструмент, который должен помочь людям улучшить качество их жизни, но вместо этого он мешает нам продолжать формировать значимые отношения друг с другом. Действительно, что долгосрочные социальные последствия современного общения еще предстоит увидеть, но, по крайней мере, на данный момент, кажется, что они более полезны, чем вредны для общества.
Библиографический список
- Tikhomirov V. Smart Education as the Main Paradigm of Development of an Information Society // Smart Digital Futures 2014. Frontiers in Artificial Intelligence and Applications. Vol. 262: Chania, 2004. P. 624-632
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. С. 45
- Easton, T. (2011). Taking Sides: Clashing Views in Science, Technology, and Society. McGraw-Hill/Dushkin
- Карева Н.В. Актуальные проблемы развития современных информационных технологий // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(35). URL: http://sibac.info/archive/technic/9(35).pdf (дата обращения: 19.02.2019)
- Абрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий //Форсайт, – 2009. – № 4 (12). – С. 44–55.
- Белоусов А. «Пропаганда» Жака Эллюля // Свободная мысль. 2010. №4
- Autonomous Technology: Technics-out-of-Control as a Theme in Political Thought, M.I.T. Press, 1977.