Научный руководитель: д.с.-х.н., профессор, Вараксин Г.С.
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» Красноярск.
В соответствии с Земельным кодексом РФ от 25.10.2001г. № 136-ФЗ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных земельным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи[1].
Земельные участки являются основой для любой человеческой деятельности: на земле расположены дома, предприятия и учреждения, поля, сады, места отдыха и т.д.
Просто так выбрать понравившееся место и начать на нем стройку или посадить сад нельзя: земельный участок должен быть надлежащим образом оформлен и подготовлен к проведению сделок.
И так, что же представляет формирование земельных участков? Формирование земельного участка представляет собой образование новой территории из числа государственных или муниципальных земель. Формирование (образование) земельных участков осуществляется путём видоизменения старых участков и формирования новых по решению органов власти. Образование земельных участков происходит на законных основаниях с последующей регистрацией новых объектов недвижимости в Росреестре.
В соответствии со ст. 11.2. Земельного кодекса РФ земельные участки образуются несколькими способами[1]:
- Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом ”Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
Так же, при формировании нового земельного участка должны соблюдаться требования к образуемым объектам:
- размеры участка не должны выходить за пределы градостроительных регламентов (кроме установленных случаев, допустим, в отношении участков под природными объектами, относящимися к культурному наследию, этот критерий может не соблюдаться);
- границы наделов не должны накладываться на объекты муниципальных владений, пересекаться с населёнными пунктами, природоохранными зонами, территориями добычи ископаемых;
-недопустимо образование земельного участка, который перекроет проход к зданиям;
-новый объект должен использоваться в соответствии со своим целевым назначением;
-нужно избегать изломанных границ, вклинивания наделов, участок должен быть удобен для его застройки домами или и другими недвижимыми объектами.
К земельным участкам и их созданию проявляются определённые требования, нарушение которых может быть обжаловано, так как оно мешает эффективному использованию земли по её целевому назначению.
При формировании (образовании) нового земельного участка постановка на учёт и регистрация прав собственности происходят единовременно.
Первичное образование земельного участка происходит по решению властных структур (местного или федерального уровня). Основанием для создания участков могут стать документы [2]:
- проект межевания, отвечающий Градостроительному плану;
- проектная документация, содержащая информацию о лесных участках;
-утвержденная схема по расположению ЗУ (если отсутствует проект).
Как уже было упомянуто, земельные участки формируются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
Рассмотрим особенности образования земельного участка из земель государственной и муниципальной собственности.
Земли, являющиеся государственной собственностью, могут участвовать в создании новой площади. Важно отметить, что образование земельного участка из земель муниципальной собственности происходит впервые, а не путем соединения или разъединения других площадей.
Процедура выполняется на основании постановления муниципального или исполнительного органа власти. Исключительно на основе проекта межевания производится образование участков:
- Из земель, принадлежащих некоммерческим организациям и тех наделов, которые состоят в продолжительном использовании у граждан по распоряжению администрации либо принадлежащих по праву пожизненного наследуемого владения.
- Из земель, которые входят в состав площадей по освоению жилищного строительства.
- Из земельных площадей, расположенных в пределах застроенной территории, на основании градостроительного плана и решения о развитии данной территории.
Формирование земельного участка невозможно без проведения землеустроительных и кадастровых работ. Результатом проведения кадастровых работ является межевой план, подготовленный кадастровым инженером. На основании межевого плана осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка, что и позволяет в дальнейшем назвать земельный участок «сформированным» [3].
В юридической практике, касающейся сферы земельных правоотношений, нередки случаются ситуации, когда гражданин уже много лет владеет участком земли, однако границы этого участка не сформированы на местности и по сути являются условными. Но в дальнейшем практически перед каждым землевладельцем встанет вопрос о необходимости межевания участка земли, не оформленного в надлежащем виде. Проведение межевых работ является основой формирования земельных участков.
Библиографический список
- “Земельный кодекс Российской Федерации” от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (последняя редакция) “О государственной регистрации недвижимости”// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
- “Градостроительный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».