Современное общество нуждается в выпускниках, обладающих умениями и навыками самообразования. Следовательно, они также должны обладать навыками адекватно оценивать свои достижения, т.е. навыками самооценки, уметь правильно организовать свою поисковую образовательную деятельность, а значит обладать развитыми навыками самоконтроля. Кроме того, требования современной системы образования к организации образовательной деятельности направлены на развитие навыков исследовательской и профессиональной деятельности; самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоорганизации [1, С. 238]. Указанные навыки успешно формируются в процессе организованной учителем самостоятельной работы учащихся. Причем основным признаком самостоятельной деятельности учащихся по «добыче» знания является не отсутствие помощи со стороны педагога, а осознанность каждого действия, которое выполняется обучающимся для достижения поставленной им самим обучающей цели.
На уроках информатики главной задачей самостоятельной работы является систематизация и закрепление полученных знаний в практической деятельности, формирование практических навыков работы с информацией в рамках образовательной области «Информатика», интегрированных образовательных областей, использовании современных информационных технологий (ИКТ) [1, С. 238].
В соответствие с современными требованиями, организация образовательной детальности учащихся становится управляющим процессом, который четко структурирован и алгоритмизирован. Организация самостоятельной работой учащихся представляет собой систему сопровождения и контроля, разработанных форм и методов, четких и понятных критериев ее оценивания [2, С. 37]. Наша работа на практике заключается в обеспечении условий для того, чтобы у учащихся возникла образовательная и самообразовательная потребность.
На уроках информатики мы используем ПК и Internet как средство обучения. Причем организация самостоятельной работы учащихся возможно на любом этапе и на всех типах уроков. Мы считаем, что организация самостоятельной поисковой деятельности на основе дифференцированных заданий способствует сформировать навыки к самостоятельному добыванию знаний у всех учащихся без исключения. Эффективным при изучении данного курса является применение метода проектов. Процедура работы над проектом была представлена пятью этапами.
На первом этапе осуществлялась постановка задачи (проблемы), обозначалось проблемное поле, определялись основные понятия из выбранного поля, определялись стратегии решения задачи (проблемы), формулировалась цель работы, выдвигались рабочие гипотезы, составлялся план работы над задачей (проблемой).
На втором этапе — поисковом, определялась информация необходимая для достижения поставленной цели (решения задачи, проблемы). Это весьма важный этап решения учебной задачи, который определяет всю дальнейшую работу над проектом, в том числе и его успешность. На этом этапе процесс информационного поиска осуществлялся с привлечением как традиционных источников информации: книги, журналы, так и с использованием электронных источников информации: CD-диски, Web — сайты.
На третьем этапе — практическом, школьниками реализовывались запланированные шаги, оформлялся информационный продукт. Выбор формы информационного продукта – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта презентабельной, убедительной. Четвертый этап – защита проекта. Пятый – оценка результатов работы над проектом, качества созданного информационного продукта и достижения цели проекта.
По окончанию изучения модуля, учащиеся четко знали основные принципы построения и поиска информации в сети Internet, научились работать с электронной почтой, познакомились с образовательными возможностями сети Internet, определили информацию необходимую им для достижения поставленной цели.
Работа над проектом позволила учащимся углубиться в предметную область, активно работать с системами обработки текстовой, числовой, табличной и графической информации, проектировать и создавать собственный информационный продукт. У участников проекта формировалась не только предметная, но и информационно-компьютерная компетентность.
Библиографический список
- Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2018-2019 учебном году: Инструктивно-методическое письмо [Текст]. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2018. – 383 с.
- Лавренкова О.А. Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках информатики [Текст] / О.А. Лавренкова, Н.С. Самойленко // Образование. Карьера. Общество, 2016, № 4. – С. 37-39.