Образовательная технология – это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, которая основана на конкретной концепции, наделенной определенными принципами, взаимосвязью целей, методов, содержания и средств обучения.
Современная технология обучения представляет собой наиболее эффективные способы организации образовательного процесса, то есть те, при которых цель обучения достигается за минимум времени, сил и средств.
К признакам современной технологии обучения следует отнести:
- комплексный подход к средствам обучения – задействование и дидактических, и технических, в том числе компьютерных;
- система взаимодействия между преподавателем и студентом;
- наличие нормальных условий для проявления и развития личностных компетенций студентов.
Структура современной образовательной технологии
Структура современной образовательной технологии представлена: целью, научными теориями, системой взаимодействия между преподавателем и студентами, критериями оценки результатов, результатами и ограничениями.
Целью современной технологии обучения является проявление и развитие личностных компетенций студентов, совершенствование личностных качеств при обучении.
В настоящее время в условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся:
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии развития критического мышления;
- проектные технологии;
- технологии развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проблемного обучения;
- игровые технологии;
- квест-технологии;
- модульные технологии;
- кейс-технологии;
- технологии интегрированного обучения.
В настоящее время преподаватель должен владеть всем имеющимся инструментарием методов обучения. Особое внимание уделяется целостной личности студента, который желает получить знания и стремиться к максимальной реализации своих возможностей на практике.
В отличие от формализованной передачи определенных знаний и навязывания социально-этических норм поведения, современные технологии направлены на достижение студентом перечисленных выше качеств через самоактуализацию и самовоспитание. В связи с этим традиционные дидактические методы обучения основаны на технологии объяснения, а современные дидактические методы на понимании и взаимопонимании.
Основное отличие традиционной и современной методик состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога преподавателя к диалогу преподавателя со студентом, как равноправной личности, которого необходимо поднять на уровень знаний педагога в рамках конкретной дисциплины или курса. Основная задача преподавателя в современной дидактике заключается не в познании дисциплины, а в общении, основанном на полном взаимопонимании преподавателя и студента. Творчество и исследовательский поиск являются базовыми понятиями и должны лежать в основе каждого лекционного или практического занятия в современных высших учебных заведениях.
На этапе обучения в ВУЗе, интеллектуальные способности у студентов требуют дальнейшего развития, оттачивания и совершенствования. В конечном итоге студента необходимо научить самостоятельно справляться с профессиональными задачами и жизненными проблемами.
Технологии обучения студентов в ВУЗах основаны на методах и средствах традиционного обучения и воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждой личности. Разнообразные средства технического обучения помогают разнообразить содержание образования.
Использование педагогических технологий при изучении дисциплины «Разработка сайтов с использованием систем управления контентом (CMS)»
Для успешного освоения дисциплины «Разработка сайтов с использованием систем управления контентом (CMS)» возможно применение следующих педагогических технологий:
Педагогические технологии |
Достигаемые результаты |
Проблемное обучение |
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, а также происходит развитие мыслительных способностей.
Пример: в код сайта, разрабатываемого студентом, преподаватель вносит ошибку, которая нарушает правильность его работы. |
Информационно-коммуникационные технологии |
Технологии, использующие специальные технические информационные средства (персональные компьютеры, аудио, кино, видео).
Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Пример: Использование новейших приложений для изучения веб-программирования, которые включают в себя видео-контент; выполнение практических заданий по результатам просмотренного видео. |
Тестирование |
Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств у студентов, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
Пример: вопросы для тестирования по данному курсу будут включать в себя задания, решение которых потребует максимальной внимательности студентов и быстрой скорости выполнения. Задание может содержать часть кода сайта, где отсутствует одна строка, которая будет находится в вариантах ответов, среди неправильных. |
Кейс-технологии |
Ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций, учащиеся осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать оперативные управленческие решения.
Пример: преподаватель моделирует ситуацию, в которой каждый студент будет являться специалистом в компании по разработке сайтов, руководителем, программистом, дизайнером и т.д. Каждый студент получит задачу, тесно связанную с задачей другого студента, результатом является выполненный проект, который будет защищать вся группа студентов. |
Кейс-технологии позволяют погрузить студентов в условия, которые будут максимально приближенны к условиям в настоящей организации. Обучающимся будет предоставлена возможность почувствовать себя как руководителем, так и сотрудником, испытать на себе фиктивные стрессовые ситуации, ощутить командную работу, а также морально подготовиться к будущей работе.
При изучении данного курса рациональными будут являться именно интерактивные технологии обучения, которые опираются на взаимодействие, общение и диалог. Они включают в себя такие формы обучения, как:
- игровая;
- дискуссия;
- «мозговой штурм» и др.
В практике обучения в высших учебных заведениях до недавнего времени практически не использовались учебные игры. Современная методика преподавания сегодня делает упор на активизацию всего учебного процесса посредством игровой деятельности.
Использование игровой формы обучения, в качестве современной технологии основано для освоения темы и даже целого раздела учебной дисциплины. Определение места и роли игровой технологии в вузовской практике, сочетания элементов игры и исследовательского учения во многом зависят от осознания педагогом функций дидактических игр.
Специфику использования игровой технологии в аудитории в значительной степени определяет игровая среда. Особенностями игры в студенческой аудитории является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к самореализации, ориентация на развитие речевой деятельности и ораторских способностей.
Деловая игра на практических занятиях используется для решения комплексных задач. Проведение деловой игры поможет студентам усвоить новый материал, закрепить пройденный материал, развить творческие способности, сформировать прочные умения и навыки.
Дискуссия представляет собой способ организации совместной деятельности с целью реализации процесса принятия решения в группе, является методом активного обучения, основанным на публичном обсуждении проблемы, целью которого становится выяснение и сопоставление всех точек зрения, а также нахождение правильного решения спорного вопроса.
Дискуссия предполагает повышение интенсивности и эффективности процесса восприятия за счет активного включения студентов в коллективный поиск истины. Целью дискуссии является не только решение проблемы, а в большей степени её углубление и стимулирование творчества.
Использование данных методов даст возможность студентам не только обмениваться мнениями в рамках решения определенного вопроса или проблемы, но и получать дополнительные знания друг от друга.
Библиографический список
- Азитова Г.Ш. Современные технологии обучения студентов в ВУЗе // Молодой ученый. – 2015. – №12.1. – С. 5-7.
- Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. – 3 изд. – М.: КНОРУС, 2016. – 432 с.
- Зайцев В.С. Современные педагогические технологии. – Челябинск: ЧГПУ, 2012. – 411 с.