РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Албогачиева Марем Хамзаевна
Российский государственный социальный университет
магистр кафедры социальной работы, факультет социальной работы

Аннотация
Семья является важным элементом духовно-нравственного формирования личности ребенка и главным институтом воспитания, играет значительную роль в развитии общества. Именно в семье ребенок получает должное и полноценное воспитание в течение первых лет жизни. Дети, не имеющие семьи, больше склонны к запоздалому развитию, чем те дети, которые выросли в нормальных семьях.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Албогачиева М.Х. Роль семьи в воспитании детей с особыми потребностями // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/01/88413 (дата обращения: 13.03.2024).

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 №181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты…а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» [1].

Необходимость семейного воспитания можно объяснить тем, что семья является источником эмоционального воспитания, которое проявляется в родительской любви к детям и в таких чувствах, как ласка, нежность и доверие. Благодаря семье ребенок более полноценно проявляет свои эмоции и интеллектуальные возможности. Именно это помогает ей быстрее развиваться и приспосабливаться к жизни.

С первых дней жизни ребенка семья постепенно приспосабливает его к жизнь в социуме, где существуют свои правила и требования. Она показывает и приучает ребенка к определенным нормам, следуя которым она достигнет успеха в жизни и станет достойным гражданином своей страны.

Семья является наилучшей средой для развития личности ребенка, особенно если этот ребенок слаб и ограничен в своих возможностях. Поэтому такие дети требуют больше заботы, внимания, ласки и общения (не только вербального, но и невербального). Важно подчеркнуть, что ребенка с особыми потребностями никогда не следует рассматривать как «бремя» для родителей или других членов семьи. Когда этот ребенок воспринимается как полноценный член семьи, то любовь окружающих уменьшает трудности, с которыми сталкивается этот ребенок. Таким образом, семья становится для нее источником надежды и радости [2].

Институт семьи является не просто биологическим или социологическим фактором развития ребенка. Родители несут ответственность за духовное развитие своих детей, их взгляд на жизнь и восприятие самой жизни как драгоценного дара, который дается только один раз каждому человеку.

Дети с проблемами в развитии чаще других страдают именно из-за неприятие и эмоциональное отчуждение в семье. Семьи, где есть дети с особыми потребностями, характеризуются различными типами негармоничного воспитания и низким уровнем общения. Такой семейный стереотип может привести к своеобразных черт личности ребенка с особыми потребностями, а именно высокой степени зависимости от семьи, слабых навыков внешних социальных взаимодействий, элементов аутистического поведения, гиперкомпенсации в подростковом возрасте из-за неадекватные реакции – немотивированные отказы, негативизм, истерические эмоциональные проявления, преувеличение своих недостатков, развития различных страхов.

Случается, что родители проявляют гиперопеку в отношении своих детей с определенными недостатками. На первый взгляд здесь нет ничего плохого, но, если посмотреть глубже на это, то можно увидеть, что такой поведением они не позволяют своей ребенка нормально развиваться.

Именно родителям и другим членам семьи принадлежит решающая роль в том, чтобы ребенок развивался как человек, становилась личностью, может принимать самостоятельные решения и занимать активные жизненные позиции. Ведь с рождением ребенка еще не рождается личность, потому что она формируется в человеческом окружении, когда человек непосредственно взаимодействует с другими. А ближайшее окружение новорожденного – это семья (мать, отец, бабушки, дедушки, братья и сестры), которые всегда рядом.

Эмоциональный фон семьи, включая переживания членов семьи, изменения настроения, аффекты, эмоциональные контакты, проявления любви и уважения друг к другу, влияет на развитие детей, а особенно детей с особыми потребностями, потому что они в большей степени чувствуют свою зависимость от семьи, чем дети без особых потребностей [3].

Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым есть важнейшим источником психического развития детей раннего возраста. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими определенные нарушения, должна способствовать осознанию ребенком себя среди детей и взрослых, сформировать интерес и обогатить представление о социальных и природные явления, способствовать формированию таких свойств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, возникновение «Я- сознания».

Также важным в воспитании детей с особыми потребностями является помощь профессионалов. Родители должны постоянно взаимодействовать со специалистами социальной работы, которые занимаются предоставлением консультаций семьям, где есть дети-инвалиды. Профессионалы должны помогать родителям преодолеть эмоциональные трудности, возникающие в процессе воспитания таких детей. Немаловажным является то, что такие семьи также требуют адекватной поддержки со стороны общества. Все дети и подростки с ограниченными возможностями должны получать индивидуальные услуги и иметь свой индивидуальный план. Важным является раннее выявление проблем и попытки решить их на ранних стадиях.

Услуги по поддержке семьи играют жизненно важную роль в укреплении социальной интеграции и способствуют условиям, которые позволяют детям переживать тяжелые семейные обстоятельства, принимать участие и получать пользу от определенной деятельности [4].

Можно утверждать, что социальная интеграция играет важную роль на различных этапах жизненного цикла, например, когда семья распадается, когда финансовая необеспеченность может быть проблемой.

Раннее вмешательство и стратегия профилактики, предоставляемых в эти тяжелые периоды играют важную роль в содействии социальной интеграции.

Необходимо сформировать у детей с особыми потребностями определенные ценности, а именно:

-     взаимоуважение, то есть человек должен восприниматься как важнейшая ценность;

-     толерантность, которая должна проявляться в терпимом отношении к людям разных национальностей, культур, социальных слоев и народов; осознание себя частью общества, что является неотъемлемой частью существования и развития человека вообще;

-     предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, потому что каждый человек имеет определенные способности, которые необходимо раскрывать в течение всей жизни;

-     взаимопомощи, которая также является необходимой, потому что именно благодаря ей строятся прочные отношения между людьми и возникает доверие к другим;

-     возможности учиться друг у друга, что является залогом успеха любого процесса обучения и воспитания;

-     возможности помогать самим себе и людям в своем сообществе [5].

Итак, перед родителями встает серьезная и важная задача – это помочь своему ребенку развить в себе способности и таланты, необходимые этому ребенку для дальнейшего развития, потому что дети, которые имеют определенные проблемы со здоровьем, должны хоть чем-то компенсировать те недостатки, которые мешают нормальному физическому или психическому становлению.

Родители не должны отделять своего ребенка от других, а, наоборот, пытаться показать, что их ребенок не хуже других. еще одним важным фактором развития гармоничной личности ребенка с особыми потребностями является эмоциональная и духовная близость семьи. Именно семья должна стать центром формирования таких вечных ценностей человека, как любовь, взаимопомощь, сострадание, доброта, искренность, человечность, вежливость и порядочность. дальнейшего развития требует следующий аспект этой непростой проблемы, а именно: формирование семейных ценностей в семьях, где есть дети с особыми потребностями.


Библиографический список
  1. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»//www.consultant.ru
  2. Ганеева Н.Н., Самигуллина Г.Ю. РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 3. – С. 40-41
  3. Pavlov Yevgeniy A. Оказание индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/okazanie-individualnoy-pomoschi-roditelyam-v-vospitanii-detey-s-oslablennym-zdoroviem (дата обращения: 03.01.2019)
  4.  Болдина М. А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями // Гаудеамус. 2006. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-semey-imeyuschih-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 05.01.2019).
  5. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2013. – 408 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Албогачиева Марем Хамзаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация