ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»

Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Шамина Екатерина Максимовна1, Голованова Софья Олеговна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
Авторы раскрывают художественное своеобразие повести «Невский проспект» Гоголя, иллюстрируя применение такого приёма, как антитеза. В данной статьи также выделяется необычность гоголевского языка при описании города Петербурга.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Торопова А.И., Шамина Е.М., Голованова С.О. Художественное своеобразие повести «Невский проспект» // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/01/88347 (дата обращения: 08.12.2024).

Каждый город по-своему уникален. Для каждого, несомненно, он открывается с новой, с разной и неповторимой стороны.  У Гоголя в произведении «Невский проспект» Санкт-Петербург предстаёт перед читателями не с лучшей стороны. Наиболее полно раскрыть его образ помогают художественные приёмы.

Петербург в изображении Гоголя – страшный город, живущий обманом и ложью. В повести автор нарисовал очень скудную картину. Все обитатели Невского проспекта, в качестве личного достоинства предъявляют обществу не себя, а лишь заменяющую лицо или личность часть – волосы или талию, усы или бакенбарды: «Здесь вы встретите усы чудные… Тысячи сортов шляпок». Петербург – это город, в котором нет личностей, есть только толпа, не имеющая собственного мнения. Здесь всё дышит обманом: «О, не верьте этому Невскому проспекту!». Невский проспект не только развращает, он губит всё чистое, светлое, ломает человеческие судьбы. Не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью», сводит счёты с жизнью Пискарёв. Гоголь создает искажённый, перевернутый мир, утверждающий в сознании людей «перевернутые» ценности. Не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью», сводит счёты с жизнью Пискарёв. Также автор считает нужным противопоставить этого человека, его судьбу другому герою. [1]

Гоголь показывает контраст между комедийно-фарсовой историей Пирогова и драматической Пискарёва. Яркой иллюстрацией к этому утверждению являются две истории, лежащие в основе сюжета повести. Пирогов амбициозный и циничный, Пискарёв скромен, кроток, застенчив. И тот, и другой обманываются в своих ожиданиях, связанных с чувством к женщине. Пискарёв в своём гении чистой красоты» обнаруживает черты самого грязного порока. Не менее обманчив образ блондинки, за которой последовал второй герой. Она сразу производит на читателя впечатление пустого, но «лёгонького» и «довольно интересного созданьица». Пирогов, не сомневаясь в успехе, получает суровый отпор [2].

Контраст ярко демонстрирует идею трагического противоречия между мечтой и реальностью, столкновения живой, но слабой души с демонической силой обмана.


Библиографический список
  1. Фаустов А. А. Мечта и истина В “Невском проспекте” // Филологические записки. № 18. -2012. С. 26-39
  2. Максимов Б. А. Благонамеренный карнавал: невский проспект глазами Гоголя. № 1. -2016. С. 29-53


Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: