При формирование личности несовершеннолетнего ребенка с противоправными установками происходит при активном восприятии ею негативных явлений социальной среды, которая выражается в потребностях человека, его интересах, мотивах, целях, эмоциях и воли. В конечном счете личность приобретает отклоняющуюся направленность поведения в виде определенной системы отношений к обществу, социальным и другим нормам.
Одним из важных свойств человека являются его способность избирательно реагировать на внешние воздействия, преобразовывать их, выступать субъектом социальных процессов.Многие исследователи в сфере психологии показывают, что даже специально направленные на личность воспитательные и другие воздействия могут быть эффективными, если они выражаются посредством самой личности [1].
Особенностью личности несовершеннолетних является результат преломления в их сознании сложной системы общественных отношений, в рамках которой проходит их жизнедеятельность. Для большинства психологов характерно прежде всего рассмотрение личности правонарушителя в качестве социального типа, обладающего определенной общественной опасностью, реализуемой в криминогенной ситуации совершением преступления.
Для несовершеннолетних приоритетной формой воздействия должно быть принуждение к социально одобряемому поведению через систему корректирующих мер воздействия, направленных на его исправление, соответственно следует расширять практику применения принудительных мер воспитательного воздействия как форму реализации уголовной ответственности. Данный вывод вытекает из двух основных положений. Во-первых, лишение и ограничение правового статуса несовершеннолетнего не целесообразно в силу его «усеченности». Во-вторых, социально-психологические особенности несовершеннолетних позволяют достигать целей исправления и предупреждения путем принудительно-воспитательных мер воздействия с элементами кары за совершенное преступление, что более эффективно и достигает целей предупреждения преступлений данными лицами в будущем не только по причине страха перед наказанием, но и в силу определенного уровня правосознания, которое должно развиться в результате корректирующих мер [2].
Таким образом, исследование личности малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, смыкается с исследованием среды и ситуации. Решение сложных задач профилактической работы с малолетними требует их психолого-педагогической классификации, т.е. разработки типологии как инструмента дифференцированного подхода к личности. Малолетних, допускающих антиобщественное поведение, можно разделить на следующие три типа:
- случайный — малолетние, которые совершили правонарушение под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств (53%);
- неустойчивый — малолетние совершают проступки под влиянием взрослых или сверстников (30%);
- злостный — характерны крайние формы пренебрежения нравственными оценками, общественным мнением, активная деятельность по созданию конфликтных ситуаций (17%).
Все типы малолетних, допускающих антиобщественное поведение, носят условный характер, поэтому можно встретить смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов. Другими словами, не каждый малолетний, совершивший проступок, может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу.
У малолетних, вставших на противоправный путь поведения, выбор варианта антиобщественного поведения связан с личностными деформациями, проявившимися в искажениях их потребностно-мотивационной сферы, «узости» и неразвитости форм личностной деятельности, бессмысленного проведения досуга. Это нельзя, конечно, рассматривать как некое «отставание» малолетних правонарушителей от развития своих законопослушных сверстников. Речь должна идти не столько об отставании в нравственно-психологическом развитии (инфантильности), сколько о его деформации, «пробельности» потребностей и интересов, взглядов. Наличие всего этого приводит детей в неформальные группы с антиобщественной направленностью [3].
Библиографический список
- Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., – 2013. 324с.
- Звечаровский И.Э. Уголовная ответственность. Иркутск, – 2011. 154с.
- Кропачев Н.М., Прохоров В.С. Механизм уголовно-правового регулирования: уголовная ответственность. СПб., – 2012. 238с.