Анализ реформирования российской школьной системы показал, что ключевым моментом для системы образования является быстрота трансформирования, так как скорость происходящих изменений оказывает существенное давление на систему школьного образования по самым разным направлениям. Во-первых, школьники во многом грамотнее своих учителей (в информационно-коммуникационных технологиях, сетевом взаимодействии, иностранных языках и др.). Во-вторых, появляются новые онлайн-курсы, вытесняющие преподавательский состав. В-третьих, внешние стейкхолдеры (бизнес-структуры, некоммерческие организации, сетевые сообщества и т.п.) воздействуют на систему школьного образования. Это ведёт к тому, что образование целенаправленно осуществляется без процедурных формальностей, за пределами стандартной образовательной среды [1].
При всём многообразии родительских потребностей и неоднородности позиции профессионального сообщества школы объективное противоречие заключается в том, что, с одной стороны, общество, как правило, позитивно воспринимает консервативные тенденции в реформировании школ, а с другой — необходимость инноваций мало у кого вызывает сомнения. Поэтому принципиальным является вопрос о выборе модели стратегического развития школы.
При выборе стимулирующей модели развития школьного образования ставка делается на инновационное образование, то есть ориентированное преимущественно на создание сильной мотивации к саморазвитию индивида и максимальное развитие творческих способностей, а в дальнейшем совершенствование общества, экономики, культуры и т.д. Образовательная система, безусловно, обязана идти в ногу со временем, а сам образовательный процесс каждого отдельного человека должен быть непрерывным на протяжении всей жизни. Однако внедрение инноваций протекает на фоне возрастания социальных конфликтов из-за роста затрат, повышения сопротивлений изменениям и роста неопределенности. При догоняющей модели развития образовательной системы ставка делается на преобразование существующей школьной инфраструктуры, при которой подразумевается общие решения для всех школ страны. В таком случае риски преобразования школьной системы образования связаны с низкоэффективными решениями и интуитивным выбором инструментов реализации. На сегодняшний день можно считать, что школьная система образования на территории Российской Федерации находится скорее в рамках в догоняющей модели развития образовательной системы.
Процесс реформирования системы школьного образования в России трансформируется под влиянием ряда факторов. Трансформация основных направлений развития общего образования: введение федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечение единого минимума содержания основных общеобразовательных программ, обновление школьной инфраструктуры и методов обучения, совершенствование экзаменационных процедур, обеспечение выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности в учебной деятельности [2].
Процесс унификации образования (введение единых стандартов, внедрение основных общеобразовательных программ и др.) должен способствовать формированию единого образовательного пространства, обеспечению доступности и качества образования для всех обучающихся. При этом механизм приведения к единообразной форме ориентирован на стандартизацию требований как к школьным программам, так и к результатам и качеству школьного образования. Развитие школьной системы образования определяется её целевыми установками: единством образовательного пространства; доступностью образовательных услуг; качеством образования. Отметим, что эти ключевые цели не являются новшеством для российской системы образования, так как их реализация началась ещё в XIX веке.
Трансформирующаяся российская школьная система образования обеспечена нормативно-правовой базой, однако при реформировании используются «старые» инструменты, устраняющие инновационный процесс.
На фоне высокого износа школьной инфраструктуры и растущих финансовых потребностей школ уровень и темпы развития негосударственного сектора и частно-государственного партнерства остаются невысокими [1].
Инновационные технологии в системе школьного образования, сталкиваясь с традиционными механизмами реализации, зачастую уступают им, то есть сохраняется консервативность архаичной модели педагогического образования [1].
Совершенствование экзаменационной процедуры в сочетании с наблюдаемым снижением среднего балла по школьным предметам и отсутствием методических пособий для комплексного оценивания качества обучения школьников вызывает обоснованные нарекания к экзаменам и ставит вопрос о необходимости создания новых механизмов повышения уровня грамотности обучающихся.
Трансформации системы школьного образования требует реформирования в области индивидуализации, самостоятельности, открытости и мобильности образования [2].
Таким образом, трансформация школьного образования в России характеризуется целым комплексом разнонаправленных тенденций, меняющих всё образовательное пространство. Но их взаимодействие и его возможные результаты – вопрос, требующий самостоятельного детального анализа.
Библиографический список
- Каракчиева И. Реформа школьной системы образования // Бюллетени о сфере образования. – 2016. – № 10. – С. 2-34.
- Якушева С. Д. Развитие современной системы школьного образования в России //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – №. 9-10.