Современный студент, как развивающаяся личность, находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных культурных форм, стилей и направлений.
В наше время одна из самых серьезных опасностей, подстерегающих молодое поколение – нравственное разрушение личности. Это связано с тем, что сегодня материальные ценности доминируют над духовными, у молодежи искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Последствием этого являются:
- мировоззренческая и идеологическая потерянность;
- отсутствие нравственных приоритетов и жизненных ориентиров;
- снижение уровня общей культуры и нравственности подрастающего поколения;
- оторванность подрастающего поколения от традиций и ценностей культуры своего народа и разрушение его национально-культурной идентичности;
- рост количества сексуально распущенных несовершеннолетних;
- высокий уровень употребления несовершеннолетними наркотиков, алкогольных напитков, табачной продукции;
- высокий уровень детской и подростковой преступности и насилия в среде несовершеннолетних;
- кризис в семье — основном институте воспитания здоровой личности. [2]
Исходя из этого, российское общество нуждается в проведении эффективной государственной политики в области духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности молодежи на основе традиционно присущих российской культуре ценностей, от которой напрямую зависит будущее страны, ее сохранение и развитие, экономическое и социальное благополучие российского народа.
К сожалению, современная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.
Рассматривая сущность духовно-нравственного воспитания, выделим два основных понятия: духовность и нравственность. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. [3, 273 с.]
Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). [1, с.13-17.]
Следует отметить, что в России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой). Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни. Именно в глубине православной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в поколение базовые духовно-ценностные идеалы русского народа: добродетель, соборность, благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества.
Библиографический список
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009. – 248 с.
- Краткое описание Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности [Электронный ресурс] // Время и вера URL: http://www.verav.ru/common/message.php?num=3995&table=news (дата обращения: 30.10.2017).
- Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.