Валеология – это межнаучное направление, основанное на представлении о генетических и функциональных резервах всего организма и его систем, которые обеспечивают устойчивость психофизиологического и социокультурного развития, а также сохранение здоровья человека в изменяющихся условиях как внешней, так и внутренней среды [1, с.1].
Идея валеологии как нового направления научно-исследовательской и практической деятельности была предложена и обоснована И. И. Брехманом, отечественным учёным и профессором в начале 80-х годов ХХ века. Она была представлена как учение о здоровье здоровых людей — о методах формирования, укрепления и поддержания здоровья. Валеология имеет предмет, объект, метод, цель, центральную проблему [2, с.34].
Так же она связана и с другими науками.
Физическая культура определяет закономерности сохранения и улучшения физического развития и физической подготовки человека как важных параметров здоровья.
Психология изучает закономерности развития психики человека, ее состояние в различных условиях жизнедеятельности, психологические моменты обеспечения здоровья.
Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, которые направлены на то, чтобы сформировать стабильную мотивацию на сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.
Социология обнаруживает социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.
Политология определяет место и функции государства в защите и развитии здоровья населения.
Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и экономической ценности здоровья в гарантировании благополучия населения и устойчивости государства [1, с.37]
Философия определяет закономерности развития природы и общества, которые объединены человеком: для природы он является субъектом, а для общества – объектом. Человек, оказывая влияние на природу и общество, подвергает их изменению, но в то же время он сам и его здоровье подвергаются их влиянию. Философское мировоззрение – это довольно важный фактор для правильной оценки значения здоровья человека.
Культурология определяет цели и пути культурологического обучения человека, важным компонентом которой является валеологическая культура.
История прослеживает исторические корни, передачу разных способов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.
География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в плане адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.
Конечно, представленная выше информация не является полной, потому что подобных связей намного больше, а валеология – это одна из ветвей науки, предметом которой является человек.
Нужно сказать, что связь валеологии и других наук не односторонняя, так как с помощью данных смежных наук валеология может дать значительные результаты для развития и уточнения проблем знаний о человеке [1, с.38]
Наиболее ярко выражены отношения у валеологии и медицины, включающей с себя санологию, гигиену и другие отрасли, которые занимаются вопросами обеспечения здоровья. Однако валеология имеет характеристики самостоятельной науки (проблема, метод, предмет, объект и т.д.), а значит, между этими науками присутствуют и существенные различия.
Валеология сейчас – относительно новая научная и учебная дисциплина, которая пока не имеет четкой структуры и методики преподавания. В то же время это многообещающая отрасль научного знания, способная в скором времени занять одно из ведущих мест в системе знаний о человеке [1].
Библиографический список
- Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.
- Бахтин Ю. К. Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 36-42. — URL https://moluch.ru/archive/97/21893/ (дата обращения: 05.08.2018).