Бердяев Николай Александрович, родившийся 18 марта 1874 года в Киевской губернии Российской Империи, позже проживавший в четвертой французской республике, под Парижем в городе Кламар – один из наиболее известных и интересных русских религиозных и политических философов представителей христианского экзистенциализма. Первоосновой мира он считает не бытие как многие другие философы, а свободу. Бог из настоящей свободы и создает человека – абсолютно свободное во всех ее проявлениях существо. Свобода, так как она иррациональна по своей природе, может впоследствии вести как к злу, так и к добру. Согласно Бердяеву, зло – это есть свобода, обернувшаяся против самой себя, это некое порабощение человека идолами религии, искусства и науки. Они порождают отношения подчинения и рабства, из которых возникла человеческая история.
Так же он считал, что человек определяется, прежде всего своей личностью, категорией этической и духовной, личности Бердяев противопоставляет индивидуум, категорию природную и социологическую. Тем самым личность относится к миру свободы, а не к природе, и в отличие от индивидуума не принадлежит ни к какой целостности, а выступает против этих целостностей: общества, государства, природного мира, церкви, нации и т. д. Эти ложные целостности отчуждают свободу человека и все кончается тем, что он их боготворит и подчиняется им. Средством некого освобождения от этого Бердяев считает творческий акт. Сам Бог открыт миру через истинное и свободное творчество человека. Творчество соединяет человека с Богом, становится неким мостом между ними. В самом сотворении мира присутствует свобода, так как Бог сотворил мир из ничего то есть свободно из свободы. Несмотря на то, что творчество исходит из личности, оно направлено не непосредственно на личность, а на мир.
Творчество пересиливает отрицательную устремленность духа не из-за страха гибели, а именно посредством свободы. В данной концепции следует упомянуть и мораль, так как она выступает не против творчества. Так как в самом акте творчества уже заложена мораль. Помимо всего прочего и эсхатологизм Бердяева предполагает рассмотрение конца света не как факт его гибели, а как некий акт перерождения, рождения чего-то нового. А зхаключается смысл любого творческого акта в приближении момента изменения, преображения мира. «Творческий акт в свой первоначальной чистоте направлен на новую жизнь, новое бытие, новое небо и новую жизнь» [3].
Николаем Александровичем Бердяевым в своей философии свободы рассмотрено два вероятных стези, по которым проходит человеческая личность: послушание, то есть некое устроение в «мире» и приспособление к нему, но в то же время и отречение от себя, своеобразный путь аскетизма. И антагонистический путь – путь творчества. Преодоление этого несовершенного и даже в какой-то степени греховного «мира», его превозмогание. И на этом пути творец должен как-бы выйти из «мира», из этой навязанности, из гнета, из ложной морали, рождающей эту мерность и ограниченность нашего мира. Поскольку настоящее творчество безгранично в его желаниях и идеях. Но стоит понимать, что это не беспредельность хаоса, это уже подлинное торжество свободы творческого духа.
Сознание и прежде всего положительное по Николаю Александровичу Бердяеву достигается через творческую религиозную эпоху, и вот такие слова приводит сам философ: «в этике творчества будет вдохновение новой, не бывшей еще жизни. Это жизнь в духе, а не в мире, жизнь, духовно свободная от реакции на мир и мирское» [1]. Сам путь новой жизни не предполагает собой движение будто влево и вправо по мысленной линии нашего «мира», а лишь вглубь и ввысь по линии Духа. А моральный закон, его суть не только в том, чтобы выявить и как-то обличить грех в человеке, но так же и раскрыть его творческую природу и раскрыть при этом положительно. Весь этот союз творчества и морали это есть подлинный путь к новой религиозной эпохе, в конце концов, к третьему, или если угодно высшему, доселе неизвестному и недостижимому откровению человека. Откровению свободного Творца духа.
Библиографический список
- Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Эксмо, 2003. 624 с.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества. М.: АСТ, 2002. 678 с.
- Бердяев Н. А. Опыт парадоксальной этики. М.: АСТ, 2003. 701 с.
- Колюжный В. Н. Личность: между мифом и философией // Н. А. Бердяев. Опыт парадоксальной этики. М.: АСТ, 2003.
- Рерих Н. К. Листы сада Мори. Шамбала. Харьков: Фолио, 2004. 365 с.