ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗМЕР НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Мотовилова Александра Игоревна
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
студент

Аннотация
В статье рассмотрено проблематика величины налоговой нагрузки предприятий в Российской Федерации и факторы, которые на нее влияют. Актуальность темы связана с текущими условиями российской экономики, где происходят изменения ввиду «цифровизации экономики», импорта замещения и модернизации промышленности. При исследовании были определены основные внутренние и внешние факторы. Именно последние имеют не только прямое, но и не прямое влияние, что делает их анализ более важным.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мотовилова А.И. Факторы, влияющие на размер налоговой нагрузки предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/87125 (дата обращения: 20.03.2024).

Один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы – это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. Вопросы определения сущности, содержания налоговой нагрузки приобретают особую актуальность в периоды реформирования налогообложения [1, с.76]. Но, в большей части, целесообразнее является анализ и научные исследования в вопросе факторов, который влияют на тот самый размер налоговой нагрузки предприятий.

Налоговая нагрузка – это отношение суммы налогов и сборов, начисленной за календарный год, за исключением сумм акцизов, налога на добавленную стоимость и взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации к выручке от продажи продукции и товаров, а также поступлениям, связанным с выполнением работ и оказанием услуг, размер которых определяется в соответствии с правилами бухгалтерского учета за календарный год [2].

На сегодняшний день известны следующие основные факторы, влияющие на размер налоговой нагрузки предприятия в России [3; 4]:

- объем производства готовой продукции на предприятие;

- специфика выпускаемой продукции, что влияет на размер НДС и уплату акцизов;

- используемая система налогообложения, что зависит от той же специфики бизнеса и формы организации предприятия;

- изменение величины налоговых баз;

- фонд оплаты труда;

- планирование налоговых платежей с целью их оптимизации;

- изменения в законодательной базе налоговой политики и системы Российской Федерации и ее регионов.

Кудрявцева Н.Н. и Гребенюк Н.Н. в своей научной работе, сделали классификацию следующих внешних факторов, которые имеют прямое или не прямое влияние на величину налоговой нагрузки [1, с.80]:

- экономические факторы;

- политические факторы;

- законодательные (юридические и правовые) факторы;

- социальные факторы.

Определить из них наиболее важные изначально затруднительно. Анализируя текущую ситуацию в экономике России, необходимо отметить, что отечественный бизнес адаптировался к тем условиям внешней конъюнктуры, которые произошли в связи с кризисом рынка нефти и введением экономических/политических санкций весною 2014 года. Если говорить о внутренней рыночной конъюнктуре, то наблюдаются следующие положительные тенденции:

- замедляется рост инфляции;

- растет уровень личных доходов населения страны;

- смягчаются условия денежно-кредитного рынка и монетарной политики Банка России.

Но в ближайший год-два могут произойти кардинальные изменения при формировании политических и социальных факторов. Причиной тому является недавний процесс президентских выборов РФ, где поддержку получила текущая власть. Но уже за короткий промежуток времени были предложены изменения в пенсионной политике России с целью увеличения возраста, при котором люди будут выходить на пенсионное обеспечение со стороны государства. Таким образом, могут измениться налоговые нагрузки предприятия в определенную сторону, ведь эти пенсионные накопления падут на плечи бизнес-субъектов.

Таким образом, на сегодняшний день именно внешние факторы имеют максимальное влияние на размер и величину текущей налоговой нагрузки предприятия. Это говорит нам о том, что со стороны коммерческих организаций, они имеют ограниченные инструменты, которые могут способствовать им в процессе налоговой оптимизации.


Библиографический список
  1. Кудрявцева Н.Н., Гребенюк Н.Н. Сущность и содержание налоговой нагрузки //Конкурентоспособность. Инновации. Финансы. – 2012. – №1(7). – С.76-82.
  2. Циндяйкина М.В., Макарова Л.М. Оценка влияния налоговой нагрузки на деятельность промышленного предприятия // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С.288-298.
  3. Понятие и факторы, влияющие на величину налоговой нагрузки. URL: https://studexpo.ru/234204/dengi_finansy_kredit/ponyatie_faktory_vliyayuschie_velichinu_nalogovoy_nagruzki (дата обращения 22.06.2018).
  4. Зарипова Н.Д. Налоговая нагрузка и ее воздействие на хозяйственную активность организаций // Статистика и экономика. – 2014. – №1.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мотовилова Александра Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация