ЧАЛДОНЫ – РУССКИЕ АБОРИГЕНЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Гумелёв Василий Юрьевич1, Елистратов Василий Васильевич2, Филиппов Дмитрий Александрович3
1Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, докт. техн. наук
3Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. воен. наук

Аннотация
В представленной статье изложена гипотеза о том, что русские были аборигенным населением Западной Сибири. Авторы предполагают, что чалдоны (этническая группа русского народа, издревле проживавшая в Сибири) являлись прямыми потомками скифского населения данного региона.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Елистратов В.В., Филиппов Д.А. Чалдоны – русские аборигены Западной Сибири // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86863 (дата обращения: 18.04.2024).

Земли Зауралья и Западной Сибири были известны русским землепроходцам очень давно – со времен правления князя Ярослава Мудрого [1]. В Западной Сибири задолго до начала ее завоевания Ермаком (поход славного атамана в Сибирь начался 1 сентября 1581года, а согласно Скрынникову – в 1582 году [2]) жили русские.

Автор статьи [1] аргументировано считает, что небольшая группа русского народа, называющая себя по сей день чалдонами, появилась в Сибири задолго до начала XV века, а в XV веке она оказалась изолированной от Руси. В этом есть жесткая историческая логика.

Именно в это время, после поражения на Куликовом поле (8 сентября 1380 года) от Дмитрия Донского и разгрома на реке Терек (15 апреля 1395 года), учиненного ордынцам армией Тимур-Аскака, эмира Турана, Золотая Орда распалась на ряд враждующих друг с другом ханств [3, с.172-177]. Империя пала, и в степи началась война всех против всех. Для того, чтобы попасть из Руси в Зауралье и Западную Сибирь, а потом еще и вернуться оттуда, требовалась незаурядная смелость и редкостная удача.

В результате так называемого Малого ледникового периода, начавшегося в XIII веке [4] стало, видимо, невозможным добраться до Сибири на судах вдоль берега Северного Ледовитого океана. Например, исландцы в начале XV века вынуждены были ликвидировать свои поселения на острове Гренландия, существовавшие с 1000 года по Р.Х., так как из-за ледовой обстановки регулярная связь с ними стала невозможной, а население острова стало массово гибнуть от холода и голода.

Название чалдон (челдон) имеет несколько трактовок, но все они связаны, так или иначе, с названием реки Дон. То есть чалдоны – это, если откинуть все нюансы и обратиться к сути происхождения этнонима – люди (человеки) родом с Дона.

Согласно [5] название реки Дон произошло от слова «первоисточником которого является авест. dānu- ж. «река», осет. don «река, вода», др.-инд. dā́nu ср. р. «сочащаяся жидкость». Поэтому, например, легко перевести на русский язык название Лондона – древнего британского города, который много столетий является столицей Великобритании. Напомним, что London  расположен в устье реки Темзы. В русском языке слово лоно имеет множество значений. Одно из них – ширь вод [6]. То есть название столицы Великобритании London означает просто устье реки.

По аналогии с образованием названия британской столицы челдоны – это люди реки или воды. Славяне всегда были склонны селиться у водоемов: рек или озер.

В середине XIV века (в 1363 году) новгородские ушкуйники под командованием воевод Александра Абакумовича (видимо, знатного человека, так как летописец упоминает воеводу, называя его по имени и отчеству) и Степана Ляпы смогли пройти по рекам и волокам через Уральские горы и попасть в Западную Сибирь на берега реки Обь. Одна часть отряда пошла к устью реки вплоть до океана, вторая – на юг к истокам. Ушкуйники вернулись с богатой добычей, а на следующий год предприняли еще одну экспедицию в те же места. На реке Сылве (западные склоны Среднего Урала) был построен городок Ляпин, названный в честь одного из вожаков ушкуйничьей ватаги. Одновременно за Уральскими горами были поставлены небольшие острожки с малыми гарнизонами, своеобразные базы материального обеспечения [7, с. 152-154].

Приведем несколько цитат из хорошо известных и вполне доступных источников о присутствии русских далеко на востоке от Уральских гор задолго до похода Ермака. Начнем с Джиованни дель Плано Карпини (около 1182 – †1252 год). Римский папа Иннокентий IV отправил его с официальным поручением обратить хана монголов в католичество. Неофициально Карпини был послан в столицу Монгольской империи с целью сбора разведывательной информации. Например, в его работе подробно описано вооружение и организация монгольского войска, стратегия и тактика, применяемая монголами при ведении войн. Создается впечатление, что его книга всего лишь несекретный вариант разведдонесения, представленного Иннокентию IV. А уже в другом секретном варианте указаны, как говорится, «адреса, явки и фамилии». Вполне вероятно, что полный отчет Карпини с грифом «секретно» затерялся где-то на полках архива Ватикана и до сих пор там хранится. Плано Карпини был личным другом Франциска Азисского – проповедника аскезы, причисленного после смерти к святым, основателя монашенского ордена, названного его именем. На протяжении всего путешествия (рисунок 1) папского посланника сопровождал монах-францисканец по имени Бенедикт, родом из Польши.

Вот любопытный отрывок из книги Карпини [8] (рисунок 2).

Плано Карпини, по стечению обстоятельств, присутствовал на выборах нового кагана (императора) Монгольской империи, которые проходили в его кочевой ставке близ Каракорума, имперской столицы (рисунок 3). Поэтому приведенный ниже фрагмент книги Карпини следует рассматривать в контексте этого важнейшего для монголов события 1246 года. Каганом империи был избран Гуюк-хан.

Рисунок 1 – Путешествие Плано Карпини (1245 – 1247 года) и Рубрука (1253 – 1255 года) в Каракорум, столицу Монгольской империи

Рисунок 2 – Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Скриншот фрагмента страницы 78 электронной копии книги [8]

ДЛЯ СПРАВКИ. Каган у монголов был чем-то похож на единожды и пожизненно избираемого президента государства. Он избирался из прямых потомков Чингисхана ими же самими и крупными военачальниками.

Рисунок 3 – Шатер Великого хана (кагана). Французская иллюстрация XVIII века к книге Джиованни дель Плано Карпини

Карпини был высокообразованным по тем временам человеком и добросовестным исследователем, что видно из текста его работы. Поэтому крайне модная у некоторых современных продвинутых историков концепция типа «А вот здесь автор источника ошибся!» или «В данном отрывке автор высказывает свое личное, не подкрепленное доказательствами мнение» в его отношении не проходит. В XXI веке трудно, а правильнее сказать – крайне нагло, оспаривать большинство сведений и фактов, приведенных Джиованни дель Плано Карпини, тем более, опираясь на современную историческую науку, которая вопреки многочисленным сведениям [9] продолжает упорно считать Чингисхана и его детей людьми монголоидной расы. Поэтому, сведения о русских и венграх, воюющих в войсках Монгольской империи к 1246 году кто по десять, кто по двадцать, а кто уже и по тридцать лет, очень многие исследователи предпочитают оставлять без комментариев.

Ни Карпини, ни его сопровождающий монах Бенедикт по-татарски говорить не умели. Об этом посланник папы сообщает на той же странице своего труда [8, с. 78]. В качестве переводчика при переговорах с чиновниками кагана привлекался воин князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, по имени Темер. Так что общался папский посланник главным образом только с русским и венграми, знавшими «по-латыни и по-французски». Да его спутник поляк Бенедикт мог разговаривать с русскими, например, с золотых дел мастером Космой, так как в XIII веке между польским и русским языком различия были минимальными. Возможно, монах также знал и венгерский. Русские и венгры занимали высокое общественное положение в монгольском обществе, так как свободно общались с послами иностранных держав.

Кем же были те русские и венгры, которые свободно разгуливали по кочевой, а правильнее – походной ставке кагана, с какой целью они прибыли туда «с другими вождями» и там находились?

Логичным может быть только один ответ – они прибыли в ставку для выборов кагана и были командирами воинских частей, «вождями», или командирами крупных подразделений, сопровождающими своих «вождей». Причем, с русскими были и их священники. Согласно [8, с. 78], наборов русских и венгерских рекрутов было три: в 1216, в 1226 и 1236 годах.

Теперь посмотрим, какие события происходили в Монгольской империи в 1216 году, когда были впервые набраны в монгольское войско первые рекруты из русских и венгров. Рассмотрим также события, произошедшие в предыдущие и последующие годы. Это позволит нам понять цель рекрутского набора. Для анализа событий используем следующую литературу [10, с. 400-403; 11, с. 727-734; 12, с. 152-166].

Но начнем с 1207 года, в котором Джучи, сын Чингисхана, присоединил к Монгольскому государству сибирские земли от Среднего Енисея до среднего течения Оби (рисунок 4). Это даст нам правильное понимание дальнейший ход событий.

1211 – 1215 года. Первая война против чжурчжэньской империей Цзинь. Война была кровопролитной и изнурительной для обеих сражающихся сторон.

1215 год – в апреле монголами взят Пекин (Средняя столица империи Цзинь). Заключено перемирие с чжурчженями. Цзиньский император признал свою вассальную зависимость от Чингисхана.

1216 год – монголы громят меркитов на реке Иргиз (Западный Казахстан). Первый бой с хорезмийцами. Набор русских и венгерских рекрутов.

 

Рисунок 4 – Войны Монгольской империи в XIII веке

1217 – 1218 года – в ходе подготовки вторжения в Хорезм было разгромлено Каракитайское ханство (по-китайски Западное Ляо), союзное хорезмийцам. Во главе империи караитаев стоял хан Кучлук, непримиримый враг Чингисхана. Кучлук-хан был казнен.

По такой же методике рассмотрим события, предшествующие очередному набору русских и венгров в монгольскую армию и события, последующие вслед за этим.

1218 – 1224 года – война против Хорезма, закончившаяся его полным разгромом и аннексией.

1221 – 1224 года – разведывательный поход двух туменов (экспедиционный корпус из 20 тыс. чел.) монгольских военачальников Субедея и Джебе на Кавказ и в южные районы Русской равнины. В мае 1223 года в битве на реке Калка (современная Донецкая область Украины) против объединенного русско-половецкого войска на стороне монгольского экспедиционного корпуса сражался отряд бродников – местных православных русских (рисунок 5), возможно даже предков донских казаков. Русские и половцы были разбиты.

Поневоле возникает вопрос – когда, как (главным образом – на каком языке, под какие гарантии нерушимости воинского союза с монголами в ходе битвы) и где сумели православные русские договориться с появившимися неизвестно откуда монголами для ведения боевых действий против своих единокровных единоверцев?

Рисунок 5 – Скриншот фрагмента столбца 342 электронной копии текста Тверской летописи (ПСРЛ, Том 15)[13]

1225 год – начало войны с тангутами. Империи Ся (государство тангутов Си Ся) и Цзинь (бывшие злейшие враги) вступили в союз против монголов. Против монголов выступила Корея.

1226 годнабор русских и венгерских рекрутов.

1227 год – смерть Чингисхана осенью, гибель государства тангутов Си Ся. Империя Цзинь потеряла последние территории севернее реки Хуанхэ. Неудачный набег монголов на Исфахан (город в центральном Иране).

1227 – 1241 года – правление кагана Угедея.

1231 год – завоевание северной Кореи.

1231 –1234 года – разгром и аннексия территории империи Цзинь. Монголы с большими перерывами вели войну на полное истощение государства чжурчженей целых двадцать три года.

1235 год – на курултае (военном совете чингисидов и монгольских военачальников) было принято решение начать Великий поход на Запад.

1236 год набор русских и венгерских рекрутов. Начало Великого западного похода – разгром Волжской Болгарии. Карательная экспедиция в Корею.

1237 – 1240 года – нашествие Батыя на Русь.

1241 – 1242 года – поход Батыя в центральную и южную Европу.

9 апреля 1241 года под городом Легница в Силезии (до Второй мировой войны историческая область в восточной части Германии) польско-немецкое войско под командованием герцога силезского Генриха II Набожного (1192 – †1241 года) из польского королевского рода Пястов было наголову разгромлено монголами [14].

Причина поражения польско-немецкого войска в Легницком сражении по Я. Длугошу [15] следующая: «В это время, некий татарский отряд, неизвестно – русского либо татарского происхождения, очень быстро перемещаясь здесь и там между одним и другим войском, ужасно кричал, обращая к обоим войскам противоположные слова. Орал по-польски: «Biegajcie, biegajcie», что значит: «Бегите, бегите», приводя поляков в оторопь, по-татарски же призывал татар к битве и стойкости. На то опольский князь Мечислав, уверенный, что это крик не врага, но друга, который подает правдивый, а не обманный знак, бросил битву и бежал, увлекая за собой большое число воинов, особенно тех, кто был подчинен ему в третьем отряде».

Победители надругались над телом павшего герцога. Его труп удалось захоронить только через некоторое время. Мать и жена павшего на поле боя сына и мужа отомстили, как могли, убийцам герцога, установив над его могилой надгробный памятник, на котором Генрих II попирает ногами тело павшего татарина (рисунок 6).

Композиция памятника абсолютно противоречит реальным событиям.

Церковь начал строить в 1234 году сам Генрих II. После его смерти в 1241 году строительство храма было завершено, и герцог был погребен в церковном склепе. Вроцлавская церковь святых Винсента и Иакова позже неоднократно перестраивалась и реставрировалась.

Но поляки во все времена отлично знали, чем русские отличаются от татар. Так что вряд ли первоначальный замысел, воплощенный в надгробном памятнике герцогу его матерью – святой Ядвигой, был уж слишком извращен.

Как явно видно из рисунка 6 татарин на памятнике, попираемый ногами убиенного герцога, относится к лицам славянской, конкретно, русской национальности.

 

                      а                                                                                б

а – надгробный памятник силезскому герцогу Генриху II Набожному из польского королевского рода Пястов, сыну святой Ядвиги; б – фотография и прорисовка татарина, попираемого ногами герцога

Рисунок 6 – Надгробный памятник силезскому герцогу Генриху II Набожному (Благочестивому). Церковь святых Винсента и Иакова во Вроцлаве (Польша)

Интересная подробность, относящаяся к вооружению «татарина» – в руке у него восточная типично тюркская сабля с елманью – расширением в верхней трети клинка для усиления удара (рисунок 7).

Такое оружие в XIII веке на Руси широкого распространения не имело [16].

 

Рисунок 7 – Османская сабля с елманью характерного для тюркских народов типа

1243 год – сражение при Кёсе-даге (современная Турция), закончившееся разгромом турок-сельджуков (остатков хорезмийской армии) и установлением монгольского господства над Анатолией. Монгольская империя добилась желаемой цели – практически весь Великий шелковый путь и что очень важно, обе его ветви – южная (рисунок 8) и северная, начинающаяся в Даньхуане, далее проходящая по степям Средней Азии севернее Аральского и Каспийского морей и заканчивающаяся в Крыму, оказались в пределах одной державы. Сверхприбыли от торговли шелком и специями оседали в карманах высших слоев империи.

Первые русские князья, среди них суздальский князь Ярослав Всеволодович, едут в ставку Бату-хана на Волге за получением ярлыков на княжение. Ярослав Суздальский признан великим князем Руси.

 

Рисунок 8 – Монгольская империя в 1295 году

1246 год – каганом империи был избран Гуюк-хан. Вероятен очередной набор русских и венгерских рекрутов.

1247 год – крупный рейд монгольских войск на южнокитайскую империю Сун, территория которой находилась южнее реки Хуанхэ.

1248 год – Бату отказывается подчиняться кагану Гуюку. Внезапная смерть Гуюка.

1251 год – при военной помощи Бату на курултае каганом избирают Мункэ. Новгородский князь Александр Ярославович отвергает любые формы сотрудничества с римским понтификом.

1252 год – полководец Батыя Олекса Неврюй совершил карательный поход на Русь (Неврюева рать) против брата Александра Невского, Андрея Ярославовича. Александр Невский становится великим князем Владимирским.

1252 – 1257 года – общеимперская перепись, в 1257 году имперские «численники» прибыли на Русь.

1255 год – смерть Батыя.

1259 год – смерть кагана Мункэ.

1262 год – в городах великого княжества Владимирского – Владимире, Суздале, Ростове и др. были уничтожены ордынские сборщики налогов и переписчики, набиравшие в ордынское войско русских рекрутов. Побоище ордынских чиновников прошло безнаказанно. Власти Орды больше никогда не предпринимали попыток провести рекрутские наборы в землях Владимирского княжества.

1263 год 14 ноября – скончался князь Александра Ярославович Невский.

На фоне этих событий 26 декабря 1253 года, через семь лет после Джиованни дель Плано Карпини, монах-францисканец из Фландрии Гильом де Рубрук (около 1220 – около†1293 года), пройдя и проехав половину Азии, оказался в Каракоруме – столице бескрайней Монгольской империи. Свое длительное путешествие (1253 – 1255 года) он совершил по поручению французского монарха Людовика IX. Обо всем увиденном и услышанном монах написал подробный отчет.

Например, Рубрук сообщает, что старшим при дворе Сартака, сына Бату-хана, был некий несторианин по имени Койяк [8, с. 111]. И вообще по Рубруку несториан среди татар было много. Вполне вероятно, что и сам Сартак был христианином [8, с. 114].

 

ДЛЯ СПРАВКИ. Несторианство является одним из древнейших течений в христианстве, получившим широкое распространение на востоке – от Сирии до Китая. В наше время несторианами остаются ассирийцы, которые проживают в Сирии, Ираке, Иране и некоторых других странах [17].

 

Путешествие по территории Монгольской империи было достаточно опасным мероприятием. Согласно [8, с. 117] даже на пути между ставкой Сартака и Батыя путешественник мог быть убит и ограблен: «А на пути между ним и его отцом мы ощущали сильный страх: именно Русские, Венгры и Аланы, рабы их (Татар?), число которых у них весьма велико, собираются зараз по 20 или 30 человек, выбегают ночью с колчанами и луками и убивают всякого, кого только застают ночью». То есть русские, венгры и аланы (рабы) по ночам безнаказанно грабили и убивали своих «хозяев».

А что тогда творилось на других дорогах Монгольской империи, которые лежали в стороне от ханской ставки?

Описывая свой путь в Каракорум, Рубрук упоминает «землю Пастакир», которую он считает Великой Венгрией. Н.П. Шастина, переводчик и научный редактор работ Плано Карпини и Рубрука, считает, что страна Пастакир – это Баскарт, упомянутый Карпини. А арабские и персидские источники под названием Башкырт понимали территорию современного Башкортостана (Башкирии). В Средневековье в Венгрии и Башкирии проживали близкородственные народы

Далее, монах сообщает, что древний народ вандалы были родственны русским, полякам, чехам и славянам. В V веке по Р.Х. «отряд которых всех вместе [русских и далее по списку – В.Г.] был с Гуннами, а теперь по большей части с Татарами», то есть славяне в древние времена сражались на стороне гуннов, а теперь, с появлением монгольского государства, воюют на стороне татар [8, с. 123]. Согласно Рубруку выходит, что славяне воевали в составе монгольской армии. Были же ли упомянутые монахом вандалы, варварски разгромивший Древний Рим, славянами – это совершенно другой вопрос, тут францисканец мог и ошибаться.

В Каракоруме проживало много европейцев. Например, «женщина из Метца в Лотарингии, по имени Пакетта, взятая в плен в Венгрии», которая была замужем за хорошо зарабатывающим русским плотником, золотых дел мастер Вильгельм Бушье из Парижа и его брат Роже, причетник Раймунд (он же Феодул) из Акры [8, с. 143-144]. Жена мастера Вильгельма Бушье «дочь уроженца Лотарингии» и сын англичанина Базиль, оба родившиеся в Венгрии, также проживали в Каракоруме [8, с. 160]. Далее [8, с. 168]: «вместе с Вильгельмом был взят в плен епископский племянник», которого Рубрук видел в имперской столице. Монах отмечает, что несториан было достаточно много не только на западе империи, но и в самом Каракоруме. Даже старшая жена самого кагана (императора) Мункэ и ее старший сын были несторианами и открыто исполняли христианские обряды в самом сердце Монгольской империи [8, с. 147]. Но, вообще-то, в Каракоруме жилось вольготно не только христианам. Столица монголов была многоконфессиональным городом, в котором имелось «двенадцать кумирен различных народов, две мечети, в которых провозглашают закон Магомета, и одна христианская церковь на краю города». [8, с. 165].

Веротерпимость монголов сильно удивила католического монаха из Фландрии. Также Рубрук сообщает, что в городе было много христиан из людей, взятых в плен монголами: венгров, русских, аланов, грузин и армян. Но несторианские священники не допускали их в свою церковь к святому причастию, требуя от христианских пленников, чтобы они вновь крестились, но уже по несторианскому обряду. То есть несториане, пользуясь возникшей в ходе монгольских завоеваний возможностью, бесстыдно занимались миссионерской деятельностью.

Так же, как в случае с Плано Карпини, информация Рубрука является достаточно достоверной.

Из проведенного выше анализа работ Карпини и Рубрука возникает вполне закономерный вопрос: откуда родом были те русские и венгры, которые воевали в монгольских войсках, начиная с 1216 года? Ведь до 1235 года монгольская армия проводила крупные военные кампании только восточнее Уральских гор, где русские и венгры в ту эпоху не должны были массово проживать даже в принципе. Почему им, этим русским и венграм, воюющим десятилетиями за империю, так доверяли монголы и допускали их массовое присутствие в верховной военной ставке даже во время выборов кагана (императора)?

Давайте внимательно рассмотрим сведения, сообщенные нам монахами-францисканцами, которые были послами духовного владыки Западной Европы – римского папы (Карпини) и светского правителя самого могущественного католического европейского государства – Франции (Рубрук), и, естественно, разведчиками при дворе монгольского кагана. Анализ будем проводить на фоне хронологии основных событий в Монгольской империи, приведенной ранее в данном подразделе.

Итак, в 1207 году западносибирские земли от Среднего Енисея до среднего течения Оби были присоединены к империи Чингисхана.

В начале XIII века сообщает Рашид-ад-дин, сибирские земли и проживавшие в них народы были объединены сыном Чингисхана в отдельную административную область (улус) Монгольсой империи под его же, Джучи, управлением: «Все области и улус, находившиеся в пределах реки Ирдыш и гор Алтая, летовья и зимовья тех областей Чингиз-хан поручил целиком управлению Джучи-хана и издал указ о том, чтобы он завоевал области Дешт-и-Кипчака и государства, находящиеся в тех краях, и владел ими. Юрт его (Джучи) находился в пределах Ирдыша, и столица его государства была устроена там же. Конец». (URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_6/frametext.htm).

Кто проживал на этих территориях в то время?

Согласно [18, с. 12-48] к угорским языкам относятся: венгерский, хантийский и мансийский языки. Самоназвание венгров – мадьяры.

 

ДЛЯ СПРАВКИ. Ханты и манси по настоящее время проживают в Западной Сибири. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра входит в состав Тюменской области Российской Федерации.

 

О манси: «Самоназвание народа – манси – связано, как уже указывалось, с первым компонентом magy- в этнониме magyar (мадьяр)» [18, с. 37].

А вот что Петер Хайду сообщает о самоназвании этноса ханты, которых русские прежде называли остяками [18, с. 44]: «… более вероятным является предложенное позднее объяснение этнонима ханты; согласно этому объяснению данный этноним произведен от реконструируемой основы *kont, которая в свою очередь может быть со-поставлена с манс. xоnt ‘войско’, венг. had ‘войско, род, семья’ …».

В русских летописях территорию, на которой проживали эти два родственных этноса, долгое время называли общим именем – Югра. Также эти земли называли и иностранцы (рисунок 9). Саму Венгрию русские люди очень долго называли Угорской землей, например, в 1546 году [19, с. 462]. В принципе, и на западе и на востоке от Руси лежали страны, заселенные угорскими народами. На малоросском диалекте русского языка Венгрия и в наше время называется Угорщиной.

 

ДЛЯ СПРАВКИ. В силу чисто геополитических решений, принятых во второй половине XIX – начале XX века в самых различных центрах силы, этот диалект ныне называется украинским языком.

 

Рисунок 9 – Югра. Карта из книги С. Герберштейна«Записки о Московии». Публикация 1549 года

Многие современные ученые считают современных башкир отюреченным угорским народом родственным венграм. Научный редактор книги [8] кандидат исторических наук, филолог и монголовед Н.П. Шастина (1898 – †1980 года) в примечании 103 к труду Карпини отмечает «… между средневековыми башкирами Приуралья и венграми существует племенное родство. Под напором кочевых народностей часть башкир ушла на запад и осела в Венгрии, оставшиеся же башкиры смешались с тюрками и монголами, потеряли свой язык и, в конце концов, дали совсем новую этнически народность, называвшуюся также башкирами».

Согласно статье [20] в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, посвященной европейским уграм – венграм-мадьярам: « … прародина М. лежит вдали от Северного океана, к Ю. от остальных югорцев, первоначальная территория которых лежала по обеим сторонам р. Иртыша, от pp. Печоры, Камы и среднего течения Волги на З. до р. Оби и верхнего течения Яика на В., почти от 56° до 67° с. ш. В этой Югории, Югарии или Югорской земле мадьяры жили на Ю. и Ю.В., в непосредственном соседстве с тюркскими народностями».

Как утверждает автор статьи [20] венгры о своей прародине – Великой Венгрии – не забыли, и уже в XIII веке венгерские миссионеры пытались отыскать своих сородичей-язычников на востоке.

 

ДЛЯ СПРАВКИ. Согласно «Письма бр. Юлиана о Монгольской войне» венгерский миссионер о событиях 1236 года сообщает следующее: «Не умолчу и о следующем. Пока я вновь находился при римском дворе, [на пути] в Великую Венгрию меня опередили четверо братьев моих. Когда они проходили через землю суздальскую, им на границах этого царства встретились некие бежавшие пред лицом татар венгры-язычники, которые охотно приняли бы веру католическую, лишь бы добраться до христианской Венгрии». (URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ungarn/XIII/1220-1240/Izv_veng_missioner/text2.phtml)

Сам брат Юлиан несколько позже добрался до угорских предков башкир: «Ибо нашел он [Юлиан – В.Г.] их близ большой реки Этиль (Река Этель обычно – Волга, но тут р. Белая, которую башкиры еще в XIX в. звали Ак-Идель). Те, увидев его и узнав, что он венгр, не мало радовались его прибытию: водили его кругом по домам и селениями старательно расспрашивали о короле и королевства братьев своих христиан». (URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ungarn/XIII/12201240/Izv_veng_missioner/text1.phtml).

 

Н.П. Шастина в примечании 139 к книге Рубрука уточняет: «Об этих первых проповедниках, принадлежавших к доминиканскому ордену, имеется только одно упоминание в «Хронике» Albert Trium Fontium под 1237 г.: «Распространились слухи, что татары намереваются захватить Команию [земли половцев – В.Г.] и Венгрию, поэтому четыре проповедника путешествовали в течение ста дней и дошли до Старой Венгрии и, вернувшись, они утверждали, что татары уже вторглись в Старую Венгрию и подчинили ее своему господству». Судя по словам Рубрука, были и другие попытки доминиканцев проникнуть на восток Европы».

Хотя, вероятно, до монгольского нашествия эта связь между угорскими народами никогда надолго не прерывалась. Угры (манси и ханты) являются автохтонным населением Западной Сибири. Венгры и ханты в наше время, несмотря на прошедшие века и огромные расстояния, разделяющие эти этносы, язык друг друга понимают достаточно хорошо.

Рядом с землями народа ханты расположен старый сибирский русский город с очень специфическим милитаризированным названием – Тюмень. Вот что сообщает Г.Ф Миллер о древней истории Тюмени [21]: «До сих пор можно видеть там [в Тюмени – В.Г.] остатки прежнего татарского городка, который состоял из небольшого укрепления, расположенного между двумя буераками речки Тюменки, которая, протекая через город, впадает в реку Туру. Тамошние татары называют до сих пор этот городок, а также и построенный позже город, Чимги или Чимги-тура, но откуда произошло это название, они не знают».

Впервые название Тюмень в русской летописи [22, с. 82] упоминается в 1406 году. Городок Чимги-тура во времена Монгольской империи и позже, уже после распада Золотой Орды, вполне вероятно был сборным пунктом для воинов, мобилизованных в татарские войска. С близлежащей территории набирался тумен – десять тысяч воинов, составляющих самое крупное соединение монгольской армии. Чимги-тура, в соответствии со своими военно-административными функциями, стал со временем называться по-татарски Тюменью.

Косвенным доказательством широкой мобилизации представителей этноса ханты в монгольскую армию может служить его самоназвании, в переводе на русский язык означающее войско [18, с. 44].

Первая мобилизация угров и русских в монгольскую армию имела место в 1216 году, через девять лет после похода Джучи в Западную Сибирь. Требовалось время для создания оккупационной администрации, окончательного подавления недовольных и переписи населения.

Постоянные войны, которые велись Монгольской империей, требовали столь же постоянных мобилизаций. Крупные мобилизации, как следует из рассказа Плано Карпини, в Монгольской державе проводились каждые десять лет. Именно таких мобилизованных венгров-угров встретил в Каракоруме в 1246 году папский посланник Джиованни дель Плано Карпини (рисунок 2).

Далеко не все рекруты, отслужившие в монгольской армии, возвращались на родину. Многие селились на вновь завоеванных землях, беря в жены местных женщин. А на опустевшую территорию Великой (Старой) Венгрии проникали и постепенно ее заселяли, вступая в брак с угорскими женщинами, представители тюркских этносов. Со временем в Западной Сибири остались только те угры, которые проживали в лесах. Их гораздо труднее было мобилизовать в армию. Современные ханты как раз и являются таким осколком восточной Угорской земли. В западносибирской лесостепи и степи стали проживать татары, относящиеся к тюркским народам.

Угры проживали в Западной Сибири со скифских времен. Теперь попытаемся разобраться, откуда родом были те русские, которые сражались в монгольских имперских войсках в первой половине XIII века.

В публикациях [23-25] нами был рассмотрен вопрос родства славян и скифов. Из проведенного анализа можно сделать однозначный вывод, что такое родство существует. Древние славяне (праславяне) и русы были неотъемлемой частью скифского суперэтноса. И поэтому вполне могли оказаться в Западной Сибири (например, проникнуть туда на речных судах по рекам) еще в скифские времена, когда саргатская культурно-историческая общность (с VII века до Р.Х. по V век по Р.Х.) занимала огромные лесостепные и степные территории Зауралья и Западной Сибири.

Возможно, что проникновение русских в сибирские земли произошло несколько позже, но это событие имело место в языческие времена на Руси. Попробуем обосновать этот тезис.

Так, автор статьи [1] отмечает, что Иордан (VI век по Р.Х.) в своем труде «О происхождении и деяниях гетов», упрощенное и часто используемое название которого «Гетика» («Getica»), первым сообщил о торговле мехами из Югры. С.В. Трусов считает, что посредниками в торговле сибирскими мехами были славяне так называемой именьковской археологической культуры в Среднем Поволжье, которые под натиском древних болгар в конце VII века вынуждены были покинуть насиженные места и переселиться в Зауралье и Западную Сибирь.

В работе [26] он же сообщает, что на фоне технической отсталости сибирских русских, говоривших на «потешом», то есть устаревшем русском языке, возникали конфликты между чалдонами и новыми русскими жителями Сибири: «Существенную роль в негативном отношении к русскоязычным аборигенам Сибири сыграли религиозные взгляды. Чалдоны были в основном язычниками, только некоторая часть из них в стародавние времена подверглась христианизации».

Причем, как считали новые русские жители Сибири, чалдоны сильно упростили и исказили православие. Насчет религии, исповедуемой чалдонами, хочется уточнить следующее: те из них, кто были христианами, скорее всего, исповедовали несторианство, потому что крещены они были в эпоху существования Монгольской империи.

Упрощение материальной и духовной культуры – прямой результат длительного проживания в тайге, в относительной изоляции от русского этноса и центров культуры других народов.

Чалдоны даже попытались оказать вооруженное сопротивление русским казакам. Но неудачно.

Вполне возможно, что часть славян именьковской археологической культуры ушли в Западную Сибирь. Но они знали, кто их ждет в сибирских землях. Вероятно, что именьковцы, перевалив через Уральские горы, встретили своих сородичей – славян, входивших в скифскую саргатскую культурно-историческую общность. Впоследствии этот сложившийся в Сибири русский субэтнос поддерживал длительное время культурные и торговые отношения со своими европейскими сородичами.

Именно чалдоны были теми русскими, которых вместе с венграми (народом ханты) монголы рекрутировали в свою армию в 1216, 1226 и 1236 годах (рисунок 2). В этом случае становится понятным союз русских бродников с монголами против русских и половецких отрядов в битве на Калке в мае 1223 года. В рядах монгольского экспедиционного корпуса, видимо, были русские сибиряки (и было их не мало), которые смогли уговорить и убедить своих сородичей-бродников сражаться на стороне монголов. А князьям давал клятву на кресте воевода православных бродников Плоскиня (рисунок 5), так как чалдоны были язычниками или несторианами. Кроме того, Плоскиня был, видимо, лично известен некоторым русским князьям и воеводам. Только в этом случае русские могли поверить чужеземцам.

Понятным становятся некоторые детали поражения поляков и немцев в сражении под городом Легница в 1241 году. В монгольской армии было кому кричать «Бегите, бегите!», чтобы испугать и дезорганизовать поляков. И несколько странноватый внешний вид татарина, попираемого на надгробном памятнике ногами бесславно павшего герцога (рисунок 6). Уж очень он похож на русского.

Вот письменное свидетельство современника похода монголов в Европу [27]: «Однако, один перебежчик из рутенов перешел на сторону короля [венгров – В.Г.] …». Кто такие рутены? Это самоназвание славянского народа – русины, то есть русы, переданное в латинской транскрипции, что блистательно доказал С. Лесной [28, с.34-37]. В труде [27] есть и другие прямые упоминания о славянах в монгольских войсках.

Есть и косвенные …

Например, Фома Сплитский сообщает: «Снявшись отсюда, они [монголы – В.Г.] возобновили поход по хорватским землям. И хотя они уже были рядом, сплитчанам все еще казалось это невероятным. Но когда одна их часть сошла с горы, тут-то некоторые из них внезапно появились под стенами города. Сплитчане же, поначалу не признав их и полагая, что это – хорваты, не пожелали с оружием в руках выступить против них (выделено мною – В.Г.)».

Сплит – это славянский город в Хорватии, формально входящий в состав венгерско-хорватского королевства, но в описываемый период времени фактически независимый. То есть сплитчане приняли монгольских воинов, проникших непосредственно под стены их родного города, за своих соотечественников – хорватов, являющихся одним из славянских народов. Причем враги были настолько внешне похожи на хорватов, что сплитчане даже поначалу отказались применить против них оружие. Что это за такие странные монголы, которых хорваты-славяне даже в минуты смертельной опасности, то есть наивысшей бдительности, не сразу отличают от своих земляков?

Приведенный выше эпизод из труда Фомы Сплитского – отличная иллюстрация расчетливой и коварной тактики монгольской армии – первыми к городу подошли славянские (русские) отряды в попытке обмануть его защитников и захватить Сплит изгоном, то есть внезапно, с налета или обманом.

Хотя возможен и другой вариант – внешне монгольские воины были удивительно похожи на хорватов. Но вероятность такого сходства стремится к нулю.

Вполне вероятно, что бродники тоже участвовали в Западном походе монголов, но это могло произойти только после 1235 года, когда на курултае было принято решение начать Великий поход на Запад. Но русские воевали в монгольской армии с 2016 года [8, с. 78]. И, скорее всего, этими русскими были именно чалдоны.

А вот как монголы относились к пленным и вознаградили перебежчиков и предателей [27]: « … Бат [Батый – В.Г.] и Кайдан, условились провести смотр своим военным отрядам. Итак, сойдясь там, они возвестили о заседании курии. И, сделав вид, что они выказывают расположение пленным, приказали объявить устами глашатая по всему войску, что всякий, кто следовал за ними, доброволец или пленный, который пожелал бы вернуться на родину, должен знать, что по милости вождей он имеет на то полное право. Тогда огромное множество венгров, славян и других народов, преисполненные великой радостью, в назначенный день покинули войско. И когда все они двух- или трехтысячной толпой выступили в путь, тотчас высланные боевые отряды всадников набросились на них и, изрубив всех мечами, уложили на этой самой равнине».

Те русские и венгры, которые прослужили в монгольской армии по сообщению Карпини от десяти до тридцати лет [8, с. 78], по монгольским понятиям явно не были пленными, перебежчиками или предателями. Становится понятным раннее приведенное нами сообщение Рубрука о славянах, активно и верно воюющих на стороне татар [8, с. 123].

А вот русские и венгры, говорящие по-французски и на латыни (рисунок 2), видимо оказались в рядах монгольской армии после серии военных походов 1237 – 1242 годов на Русь, в Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию. Но они монголами не были уничтожены, так как воинская служба в имперской армии этих ренегатов вполне устраивала и на свою родину они не желали.

Плано Карпини в 1246 году в Каракоруме во время выборов кагана встречался с высокопоставленными русскими и венгерскими воинами. Через семь лет в Каракоруме крупных событий не происходило, в монгольской столице Рубрук встречает, как раннее нами отмечалось, большое количество христианских пленников и лично свободных людей из различных европейских стран, но не воинов и военачальников.

Отряды из русских и венгров в это время служат и воюют на границах Империи. В ее столице им делать нечего, так как имперская власть стабильна и поэтому различные кланы чингизидов не участвуют в борьбе за имперский престол.

Далее, перейдем к организационной структуре монгольской армии. Отметим, что монголы-кавалеристы в принципе не могли быть обучены штурму городов и не имели специального вооружения для этого [29], так как у них было совершенно другое боевое предназначение.

До и после Батыева похода на Русь кочевники могли взять укрепленные города только изгоном, то есть в ходе внезапного нападения, или обманом. Города во время монгольских походов на Русь и Центральную Европу, видимо, штурмовали русские (чалдоны), обученные вести боевые действия, как в пешем, так и в конном строю. Возможно, также и венгры, ведшие полукочевой или оседлый образ жизни. А чжурчжени (предки маньчжур) и представители прочих восточных и южных народов, якобы служившие в инженерных подразделениях Батыевых войск [10, с. 209-257], скорее всего, являются лишь обыкновенной околонаучной выдумкой

Так же как и венгры (ханты), русские, проживавшие в лесостепи Западной Сибири, со временем отюречились. Сохранили свою национальную идентичность только те чалдоны, которые проживали в лесах.

Традиционные дома чалдонов (рисунок 10) удивительно похожи на реконструированные двухкамерные скифские жилища саргатской культурно-этнической общности Западной Сибири (рисунок 11).

Рисунок 10 – Традиционное жилье чалдонов – изба-связь

Рисунок 11 – Двухкамерное саргатское жилище (поселение Ингалинка-1, Упоровский район Тюменской области). Реконструкция

ДЛЯ СПРАВКИ. С VII века до Р.Х. по V век по Р.Х. в степи и лесостепи Зауралья и Западной Сибири – от предгорий Урала на западе до Барабинской лесостепи (низменности) на востоке, и от устья реки Тобол на севере до казахстанских степей на юге – находилась территория так называемой саргатской культурно-исторической общности. Саргатская культура имела глубокие скифские корни.

 

 

Вышерассмотренный материал позволяет сделать следующий вывод: русские проживали в Западной Сибири задолго до похода Ермака. Авторы в этом солидарны с предположениями С.В. Трусова [1, 26]. Но также допускают, что славяне или их прямые предки, то есть так называемые праславяне, были сибирскими обитателями еще в скифские времена, эпоху появления и развития саргатской культуры. На протяжении длительного времени, вплоть до начала XV века, сибирские славяне, вероятно, так или иначе, поддерживали регулярные связи со своими сородичами, прежде всего русскими, проживающими на севере Русской равнины (новгородцами, вятичами).

Это, конечно, всего лишь гипотеза, из-за которой очень легко объявить данный раздел монографии очередной работой в так называемом жанре фольк-хистори. Только дальнейшие углубленные исследования истории происхождения такой общности как сибирские чалдоны могут дать объективный ответ как, когда и почему возникла в Сибири рассматриваемая субэтническая группа русского народа.

В русской истории, к сожалению, много белых пятен и откровенных научных подлогов. Вот, например, гипотеза В.Г. Вернадского о шведском каганате, якобы возникшем в степях Приазовья и Среднего Дона в VIII веке. О шведах, забывших свою холодную северную родину, и присвоивших сами себе этноним русы. Да, Русский каганат в указанное Вернадским время и в указанном регионе, вроде бы существовал. Но причем здесь шведы? Всю эту замечательную сагу о викингах исследователь изложил в своей книге «Древняя Русь», написанную им на английском языке на деньги Йельского университета и опубликованную в 1943 году в США. Видимо, заказчик попался Вернадскому малотребовательный и малограмотный. Или наоборот – заказчик был настолько «продвинут», что солидаризовался, а вслед за ним и русский историк Вернадский, с Адольфом Шикльгрубером (Гитлером), который считал казаков потомками древних германских народов. Гитлер так прямо и пишет о происхождении казаков [30]: «Совершенно очевидно то, что остатки затерявшихся в степи германских народностей, смешались со славянами и другими арийскими, а так же кавказскими народностями». Гитлер, как известно, был фанатически убежденным сторонником расисткой норманнской теории происхождения русского народа.

Далее, по Вернадскому шведы между 750 – 760 годами ухитрились даже вторгнуться в Армению. Чем же армяне так не угодили исследователю?

В статье [31] нами была рассмотрена специальная операция, в ходе которой в январе 1481 года был убит царь (хан) Ахмат, правитель Большой Орды. Ликвидирован он был всего через два месяца после поражения его войск в ходе Великого стояния на Угре. Летопись [32] сообщает об этом событии следующее (рисунок 12).

Рисунок 12 – Скриншот фрагмента страницы 524 электронной копии текста Новгородской четвертной летописи. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. – Л. : Изд-во АН СССР, 1925)

В других русских летописях, сообщающих о ликвидации ордынского царя Ахмата, царя Ивана Ногайского называют или Иванчой или Иваком или Ибаном. Подробнее об этом эпизоде русской истории и его трактовке Вернадским смотрите публикацию [231]. Кем был по национальности Иван Ногайский неизвестно, но он явно был христианином. Г.В. Вернадский [33] почему-то упорно обзывает царя Ногайского тюменским ханом Айбеком. Чем ученому так не понравилось имя Иван – непонятно. Создается впечатление, что по некоторым вопросам русской истории Г.В. Вернадский и «великий фюрер германского народа» А. Гитлер, бывший раннее австрийским подданным Шикльгрубером, черпали вдохновение из одного и того же мутного источника. И это все академические исследования серьезного ученого?

В заключение вновь вернемся к чалдонам (челдонам) и отметим, что автор публикации [34] считает: «Челдоны – это люди, которые, придя из Московии или поморских городов, научились существовать и даже процветать в здешних условиях; люди, которые обустроили Сибирь, сделали ее нашей родиной». Чалдоны представлены на рисунке 13.

Рисунок 13 – Чалдоны (челдоны). Фотография из публикации [34]

Но Бережнова М.Л. не смогла четко объяснить некоторые имеющиеся отличия чалдонов от остального русского населения Западной Сибири, а также самое главное – почему, когда и как появилась эта крайне своеобразная этническая группа в огромном массиве русских жителей Сибири.

Если исходить из предложенной нами гипотезы о появлении славян в Западной Сибири в эпоху саргатской культурно-исторической общности, тогда русские являются автохтонными сибирскими жителями, то есть ее коренными насельниками. Становятся понятными некие особые отношения между монголами, сибирскими русскими – чалдонами и венграми-ханты в XIII веке. Все эти три народа во времена скифов входили в один общий суперэтнос – скифский – и, вполне вероятно, имели тесные контакты между собой.

В монгольскую же армию рекрутировались представители практически всех покоренных народов.

Вот что пишет о скифских корнях монголов русский историк А.И Лызлов (около 1655 – †после 1697 года) [35, с. 6]: «Но от пятисот лет и больши, егда скифове народ, изшедши от страны реченныя их языком Монгаль, ея же и жители назывались монгаилы или монгаили, поседоша некоторыя государства [яко о том будет ниже], измениша и имя свое, назвашася тартаре, от реки Тартар или от множества народов своих, еже и сами любезнее приемлют или слышат.

И меньшая половина Скифии, яже над морем Ассийским, называется Тартариа великая. Разделяется же Тартариа великая от Скифии Имаусом горою великою и знаменитою: еже со одну страну — то Тартариа, а еже от сея страны — то Скифиа».

Море Ассийское современными исследователями пока однозначно не идентифицировано, но в контексте работы Лызлова наиболее вероятно, что под морем Ассийским подразумевается Аральское море. А «гора великая Имаус» – это Уральские горы. Тогда, по Лызлову, единая Скифия делится Уралом на две части: собственно Скифию, лежащую западнее Урала, и Тартарию, расположенную восточнее Уральского хребта.

Монголы проживали, как и чалдоны, в Тартарии, то есть в восточной части некогда единой Скифии. Легендарной прародительницей монгольского рода Борджигинов (Синеоких), к которому относился Чингисхан, была женщина Алан-Гоа, имя которой в переводе на язык монголов означало Прекрасная или Рыжеволосая Аланка [36, I]. Кстати, сам Чингисхан, его дети и внуки, а также его соплеменники были людьми европеоидной внешности [9]. На эту тему (европеоидного облика древних монголов) можно посмотреть иллюстрации к «Книге чудес света» Марко Поло по следующим адресам URL: http://expositions.bnf.fr/livres/polo/flipbookBnf.swf и URL: https://fishki.net/1439791-udivitelnye-illjustracii-marko-polo.html.

Сарматский народ аланы-азы, родственный скифам, видимо, принимал активное участие не только в этногенезе монгольского, но и русского народа [37]. Согласно [38]: «Азъ м. первая буква, см. A. || црк. и стар. первое лицо, я; в беседе говор. шутя. Азъ грешный. Азъ, да увязъ, да не выдрахся. Азъ, да всему гораздъ. Азъ пью квасъ; а увижу пиво, не пройду его мимо. Азъ не безъ глазъ, по (про) себя вижу. Я – послѣднее слово в аз-букѣ (ответъ: да азъ первое)».

Далее Лызлов сообщает про татар следующее [35, с. 7]: «Никогда побеждени бывали, но всюду они побеждаху. Дариа царя перскаго из Скифии изгнаша; и славнаго перскаго самодержца Кира убиша; Александра Великаго гетмана именем Зопириона с воинствы победиша; Бактрианское и Парфиское царство основаша. Никогда же чуждему народу попущаху к себе входити, а своими довольно [кроме греков и и<н>дян] всю Асию населиша.

Турки, парфы, персы, венгры, сыкабры от их народу изыдоша [выделено мною – В.Г.]. Асию Малую и Великую, вторую и величайшую часть света, мужеством обладаша, и обладаху ею с полторы тысящи лет: наченши от Вексора царя египскаго – даже до веку и государствования Нина царя ассирийскаго. В соседстве и в прилеглости с ним всегда жили славяне, прародители наши – москва, россиане и прочие, их же древния историки для общих границ единако и обще скифами и сарматами называли [выделено мною – В.Г.]».

Скифы, сарматы и аланы были близкородственными народами. Подробнее этот вопрос мы рассмотрим позже.

Из вышерассмотренного материала следует, что аланы принимали участие как в этногенезе славян и русов, так и в этногенезе монголов. Так что сибирские русские (чалдоны) и венгры (ханты) вполне могли сохранить память об общей истории и об общих предках с монголами и участвовать в их походах. Из тех же самых соображений монголы Чингисхана могли рекрутировать чалдонов и ханты в имперские войска.

К вопросу о скифских (аланских) корнях русских.

Приведем цитату из труда известного советского историка доктора исторических наук В.В. Мавродина: «Бродники больше и дольше, чем какая-либо другая ветвь русских, сохраняли связь с ясами, живя вместе с ними на юго-востоке Европы, в Болгарии, в Молдавии, которая еще в XIV в. носила название «Россовлахии» и даже в Венгрии». (URL: http://www.hagahan-lib.ru/library/ocherki-istorii-levoberezhnoy-ukraini.html). В общем случае существование «связи с ясами», то есть аланами, всех «ветвей русских» у известного исследователя никаких сомнений не вызывает.

Ясы, они же асы (азы), были одним из самых воинственных аланских народов.

Вооружение воина-бродника и ясского воина представлено в соответствии с рисунком 14.

                                       а                                                                         б

а – бродник; б – ясский витязь

Рисунок 14 – Вооружение воина-бродника и ясского воина в начале XIII века. Реконструкция. Художник И. Дзысь

Оба воина вооружены луком, копьем и саблей. К седлу у каждого приторочен аркан и шлем сфероконического типа. Ясский воин дополнительно вооружен чеканом, а бродник – кинжалом.

Почему чалдоны не могли быть такими же алано-русами [(URL: http://www.hagahan-lib.ru/library/ocherki-istorii-levoberezhnoy-ukraini.html)], точнее – азо-русами, а если еще точнее, то субэтносом русского народа с глубокими, как и у бродников, скифскими корнями?

Также интересно, чем принципиально в этническом отношении все прочие русские люди отличались от едино язычных и верующих с ними бродников?

Ответа на эти вопросы нет.

В заключение отметим, что по нашему глубокому убеждению монголы XII – XIII веков, соплеменники и современники Чингисхана, являлись одним из многочисленных тюркских народов, обладавшим многовековой традицией государственного строительства [9]. А тюркские народы входили в скифский суперэтнос [39, 40] и имели постоянные и устойчивые хозяйственные связи и культурные контакты с другими скифскими народами.

Современные монголы – халха, ойраты, буряты и другие – имеют точно такое же отношение к Чингисхану и его сородичам-монголам, которое наши современники и близкие соседи – румыны (самоназвание румын – români, что буквально означает римляне) – имеют к Древнему Риму. Даже меньшее. Румыны глубже восприняли культуру завоевателей – в наше время они продолжают говорить на языке, в основе которого лежит латынь. А современным монголам удалось сохранить свой национальный язык и свою национальную культуру.

Данный материал не преследует цели хоть в каком-то виде способствовать сибирскому сепаратизму, который упорно пытаются взрастить на русской земле за американские деньги наши многочисленные заклятые «партнеры», и хоть чем-то оскорбить великий монгольский народ


Библиографический список
  1. Сайт «Хронос». Сергей Трусов. Сургут: происхождение названия [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/statii/2010/surgut.php
  2. Сайт «FantasyRead». Скрынников Руслан Григорьевич. Сибирская одиссея Ермака. [Электронный ресурс]. URL: http://fanread.ru/book/5098940/
  3. Гумелёв, В.Ю. Русский десант. Русь между молотом и наковальней. Ушкуйничество: монография [Текст] / В.Ю. Гумелёв, Е.Н. Хрыканов, А.В. Пархоменко, В.Б. Бандурка. – Рязань: РВВДКУ, 2013. – 214 с.
  4. Сайт журнала «Наука и жизнь». Егор Антонов. Викинги Гренландии боролись с малым ледниковым периодом десятилетиями. 17 апреля 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nkj.ru/news/26218/
  5. Сайт «Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера». Дон [Электронный ресурс]. URL: https://vasmer.lexicography.online/д/дон
  6. Сайт «Академик». Толковый словарь Ожегова. Лоно [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/100254
  7. Телицын, В.Л. Русское иго, или Нашествие ушкуйников на Золотую Орду [Текст] / В.Л. Теплицин – М.: ООО «Издательство Алгоритм», 2013. – 256 с.
  8. Плано Карпини, Дж. дель История Монгалов. Де Рубрук, Г. Путешествие в восточные страны: под общ. ред. Н.П. Шастиной [Текст] / Джиованни дель Плано Карпини, Гильом де Рубрук – М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. – 275 с.
  9. Гумелёв В.Ю. О происхождении монголов Чингисхана. // Гуманитарные научные исследования. – Февраль, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2366  (дата обращения: 11.09.2017).
  10. Храпчевский, Р.П. Военная держава Чингисхана [Текст] / Р.П. Храпчевский. – М.: АСТ: Люкс, 2005. – 503 с.
  11. Гумилёв, Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь [Текст] / Л.Н. Гумилёв. – М.: Мысль, 1993. – 784 с.
  12. Дюпюи, Р.Н. Все войны мировой истории. Книга вторая: 1000 – 1500 г. [Текст] / Р. Э. Дюпюи, Т. Н. Дюпюи. – Спб.: ПОЛИГОН, 2004. – 520 с.
  13. ПСРЛ. Том XV. Летописный сборник, именуемый Тверской летописью [Текст] – Спб.: Типография Л. Демиса, 1863. – 268 с.
  14. Сайт «Восточная литература». Силезские компилятивные анналы [Электронный ресурс]. URL:  http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ann_Siles_comp/text.phtml?id=173
  15. Сайт «Восточная литература». Ян Длугош. История Польши (Historia Polonicae) [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Dlugos/fragm1241.phtml?id=462
  16. Кирпичников, А.Н. Русские доспехи X – XVII веков [Текст] / А.Н. Кирпичников – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 68 с.
  17. Сайт «Энциклопедии & словари». Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия 1969 – 1978. Несторианство [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Nestorianstvo-41088/
  18. Хайду, П. Уральские языки и народы [Текст] / П. Хайду – М.: Про-гресс, 1985. – 432 с.
  19. ПСРЛ. Т. ХХ. Львовская летопись. Ч. 2. [Текст] – Спб.: Типография М.А. Александрова, 1914. – 688 с.
  20. Сайт «Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (ЭСБЕ)». Мадьяры. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Мадьяры
  21. Сайт «Восточная литература». Г.Ф. Миллер. История Сибири. Глава первая. События древнейших времен до русского владычества [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller_2/frametext1.htm
  22. ПСРЛ. Т. XXXVII. Устюжские и вологодские летописи XVI – XVIII вв. [Текст] – Л.: Наука, 1982. – 227 с.
  23. Гумелёв В.Ю., Бандурка В.Б., Елистратов В.В., Юдин Т.М. Краткий анализ исторических исследований происхождения славян и русов, проведенных в период с начала XVIII до начала XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 44. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570172.htm. [04.12.2017].
  24. Гумелёв В.Ю., Бандурка В.Б., Елистратов В.В., Юдин Т.М. Краткий анализ исторических исследований происхождения славян и русов, проведенных в период с начала XX века до нашего времени // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 44. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570177.htm. [04.12.2017].
  25. Бандурка В.Б., Гумелёв В.Ю., Елистратов В.В., Юдин Т.М. Краткий анализ исследований происхождения русского народа в области ан-тропологии и генетики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 44. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570179.htm. [04.12.2017].
  26. С.В. Трусов. Terra incognita – Русь. 11. Первые русские насельники Сибири. О самарах и чалдонах, пришедших в Сибирь задолго до Ермака. [Электронный ресурс]. URL: http://etnogena02.hut2.ru/Path-SKOLO/11-sam-chald-ermakRUS-2.htm
  27. Сайт «Восточная литература». Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Split/frametext3.htm
  28. Лесной, С. История руссов. Варяги и русская государственность [Текст] / С. Лесной – М.: Вече, 2016. – 368 с.
  29. Гумелёв В.Ю. О боевых качествах армии Монгольской империи. // История и археология. – № 3 Июль 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2013/07/774  (дата обращения: 11.09.2017).
  30. Национал-Социалистический портал. Адольф Гитлер. Казаки. Германские следы на Востоке. [Электронный ресурс]. URL: https://kazaki-ru.livejournal.com/79367.html
  31. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Постников А.А. Рождение русского царства. Как был ликвидирован последний ордынский царь // Политика, государство и право. – Январь 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/01/1169  (дата обращения: 05.12.2017).
  32. Новгородская четвертая летопись [Текст] Вып. 2 // ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. – Л. : Издательство Академии Наук СССР, 1925. – 536 с.
  33. Сайт «Библиотека. История государства». Г.В. Вернадский. Россия в средние века. [Электронный ресурс] URL: http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Rossiya-v-srednie-veka/15.
  34. Сайт «Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета». М.Л. Бережнова. Boт повести минувших лет, или откуда пошли челдоны в земле Сибирской. [Электронный ресурс] URL: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1077
  35. Лызлов, А Скифская история [Текст] / А. Лызлов – М. : Наука, 1990. – 324 с.
  36. Сайт «FantasyRead». Рене Груссе. Чингисхан: Покоритель Вселенной. [Электронный ресурс] URL: http://fanread.ru/book/7661310/?page=1
  37. Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Бандурка В.Б. Варяги, русы, славяне и русские // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16723  (дата обращения: 20.11.2016).
  38. Толковый словарь живого великорусскаго языка Владиміра Даля. Азъ / Аз. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ТСД/Аз/ДО
  39. М. Закиев. Происхождение тюрок и татар. [Электронный ресурс]. URL: http://s155239215.onlinehome.us/turkic/20Roots/ZakievGenesis/ZakievGenesisCoverRu.htm
  40. Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Евразийский суперэтнос // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18063 (дата обращения: 27.12.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация