Изучение математических дисциплин является обязательным при получении высшего образования. Практически на каждом направлении подготовки встаёт необходимость изучения дисциплин, связанных с математикой, при этом у многих студентов различных специальностей возникают сложности.
На сегодняшний день в высших учебных заведениях используются различные технологии, позволяющие студентам эффективнее усваивать материал. Подробнее рассмотрим применение одной из технологий.
В программе геологического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского предусмотрено изучение такой дисциплины, как «Математика». Целями освоения дисциплины являются ознакомление слушателей с основными математическими понятиями, привитие им математической культуры, необходимой для работы в области геологии, связанной, в частности, с построением математических моделей различных процессов и математической обработкой геологической информации [1].
В структуре данной дисциплины имеется один из важнейших разделов – «Основы математической статистики». Методы математической статистики нашли широкое применение в геологии, где главной задачей статистики стало предсказание некоторых явлений. Математические методы в геологии направлены на повышение оперативности, достоверности и ценности геологической информации.
В геологии под статистикой понимают: 1) количественные сведения о каком-либо явлении, полученные с помощью метода массового наблюдения; 2) практическую деятельность некоторых учреждений и организаций по сбору данных о массовых явлениях; 3) исследование массовых явлений с целью отыскания закономерных связей между ними; 4) теорию метода массовых наблюдений [2].
На сегодняшний день для повышения эффективности процесса обучения во многих вузах применяется технология модульного обучения, которая отвечает всем требованиям процесса образования. Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение того или иного предмета и произвести самооценку [3].
Создание и использование электронного учебного модуля раздела «Основы математической статистики», содержащего в себе теоретические и практические материалы, тренировочные тестовые задания и задания для промежуточного контроля знаний, позволяет облегчить изучение и усвоение данной темы студентами геологического направления.
Учебный электронный модуль открывает перед студентами следующие возможности:
- непрерывность образовательного процесса – в ходе изучения модуля студент может в любой момент вернуться на несколько тем назад, чтобы повторить пройденный материал, а также посвятить неограниченное количество времени для изучения любой из тем;
- самоконтроль – студенту даётся возможность самому контролировать свой образовательный процесс: отслеживать порядок изучения тем, их закрепление с помощью тестовой системы и тому подобное;
- системный подход в обучении – мобильность и гибкость образовательного процесса;
- подготовка к сдаче промежуточной и итоговой аттестации.
Можно сделать вывод, что использование современных технологий улучшает образовательный процесс в высших учебных заведениях, при этом облегчается изучение некоторых дисциплин, в том числе, математических. Так, разработка и внедрение модуля «Основы математической статистики» для студентов геологического направления является перспективной, так как это облегчает образовательный процесс, что в свою очередь даёт высокую гарантию лучшего усвоения темы.
Библиографический список
- Геология нефти и газа / Абитуриенту / Геологический / Структура университета / СГУ им. Н.Г.Чернышевского [Электронный ресурс] : [сайт]. URL : https://www.sgu.ru/structure/geological/courses/bachelor-geologiya-nefti-i-gaza/matematika (дата обращения 12.01.2018). Загл. с экрана. Яз. рус.
- Шарапов, И. П. Применение математической статистики в геологии / И. П. Шарапов. М. : Издательство «Недра», 1965. 238 с.
- Асророва, М. У. Модульные технологии обучения в вузе / М. У. Асророва // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. С. 154-156. URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10062/ (дата обращения: 12.01.2018).