СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЗВУКОРЕЖИССЕРА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И КОНЦЕРТНЫХ ПРОГРАММ

Ляшенко Наталия Викторовна1, Манжуров Алексей Витальевич2
1Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования «Волгоградский институт искусств и культуры», доцент кафедры режиссуры, режиссер театрализованных представлений и праздников
2Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования «Волгоградский институт искусств и культуры», студент специальности 51.05.01 "Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ" кафедры режиссуры

Аннотация
Рассматривается специфика работы звукорежиссера в сфере театрально-зрелищного искусства в процессе создания театрализованных представлений и концертных программ. Показывается роль создания музыкального (звукового) образа в структуре профессиональной деятельности звукорежиссура театрализованных представлений и концертных программ.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Ляшенко Н.В., Манжуров А.В. Специфические особенности работы звукорежиссера в процессе создания театрализованных представлений и концертных программ // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/03/86059 (дата обращения: 19.04.2024).

В связи с активным развитием аудиовизуальных технологий и звуковой аппаратуры, а также высоких требований к проведению концертных программ, все чаще возникает вопрос о специфических особенностях работы звукорежиссера над данным видом действия в сфере театрально-зрелищного искусства.

Само искусство, как творческое отражение действительности в художественных образах, существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является деление всех видов искусств на три группы: пространственные или пластические виды искусств (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография), временные или динамические виды искусств (музыка, литература), синтетические (пространственно-временные) или зрелищные виды искусств (хореография, литература, театральное искусство, киноискусство).

Театрально-зрелищное искусство – это особый специфический вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия.

Театрально-зрелищное искусство также обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства:

Во-первых, это синтетическая природа театрально-зрелищного искусства [5]. Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, хореографию и др.; а также используют многочисленные достижения самых разнообразных наук и областей техники.

Во-вторых, сиюминутность театрально-зрелищного искусства. Спектакль существует только в момент его воспроизведения и театрализованные представления и концертные программы вообще – однократны.

В третьих, коллективность творческого процесса, сотворцом которого зачастую является сам зритель. Как утверждал К.С. Станиславский, -«коллективное творчество обязательно требует ансамбля, и те, кто нарушают его, совершают преступление против искусства, которому они служат» [7]. Таким образом, театрально-зрелищное искусство – область профессиональной деятельности колоссального количества специалистов. Одной из важнейших специальностей в этой сфере является звукорежиссура.

Звукорежиссура – это творческое руководство и организация процесса записи музыкального, драматургического, литературного произведения, документального, учебного и другого материала для последующего неоднократного воспроизведения, передачи и хранения [2].

Областью профессиональной деятельности звукорежиссера является звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ; театрально-зрелищное искусство, досуг, рекреация, туризм и спорт; арт-менеджмент, продюсирование и саундпродюсирование; звукорежиссерское творчество; художественное образование и воспитание.

Объектами профессиональной деятельности звукорежиссеров являются:

-произведения искусства в различных формах их бытования, зрелищные действа;

-авторы произведений искусства, авторы и режиссеры зрелищных действ;

-творческие коллективы и исполнители;

-слушательская и зрительская аудитории театров, концертных и выставочных залов, экспозиционных и лекционных залов музеев, библиотек, специализированных и общеобразовательных учреждений, открытых площадок для проведения различных театрализованных представлений и массовых праздников, требующих озвучивания и звукоусиления;

-процессы озвучивания, звукозаписи и звукоусиления культурно-массовых представлений и концертных программ в различных видах их бытования;

-государственные и негосударственные организации, учреждения культурно-зрелищного типа, культурно-спортивные комплексы, стадионы, театры, Дворцы культуры, Дворцы спорта, концертные залы, культурно-досуговые центры различных форм собственности и другие учреждения, осуществляющие культурно-зрелищную, театрально-концертную деятельность, разработку и внедрение инновационных технологий звукорежиссуры культурно-массовых представлений и концертных программ для всех категорий населения;

-многофункциональные учреждения (зрелищно-культурные центры, культурно-спортивные комплексы), учреждения и организации арт-индустрии, парки культуры и отдыха, архитектурные ансамбли, музеи-заповедники, городские площади и ландшафтные площадки, требующие озвучивания и звукоусиления;

-средства массовой информации и учреждения, осуществляющие культурно-зрелищную и театрально-концертную деятельность (издательства, выставочные комплексы, культурно-развлекательные центры);

-студии, центры звукозаписи, аппаратные и монтажные звукового оборудования, обеспечивающие процессы организации озвучивания, звукозаписи и звукоусиления при проведении театрализованных представлений и праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры;

-процессы арт-менеджмента, продюссирования и саунд-продюссирования аудиопродукции различных видов искусств;

-процессы художественно-творческого руководства деятельностью учреждений культуры и искусства;

-учреждения общего и дополнительного образования детей, обеспечивающие организацию культурно-зрелищных, театрально-концертных, художественно-эстетических и культурно- просветительных программ и проектов для детей, подростков и юношества;

Вместе с тем, профессиональная деятельность звукорежиссера связана с формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков, их фиксацией и обработкой с созданием звуковых художественных образов.

Образ или художественный образ является формой отражения объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала [8]. В. В. Бычков трактует это понятие как: «Художественный образ – это образ, связанный с искусством, являющийся его целью и основой, сущностным ядром произведения искусства. Это специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписанным, не поддающимся описанию и формализации) законам субъектом искусства – художником, – феномен, обладающий уникальной природой [3].

Как указывает «Энциклопедический словарь СМИ», звуковой образ, это совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представления о материальном объекте, явлении, историческом событии, характере человека [9]. В структуре звукового образа все элементы равно значимы, так как способны нести понятийную, сюжетообразующую и эстетическо-оформительскую нагрузку в отражении реальной действительности. Поиск оптимального их сочетания в каждом конкретном случае и составляет суть творчества. Звуковой образ является частью идейно-эстетического решения. В этом случае он существует в структуре произведения или как часть общего изобразительно-выразительного комплекса художественных средств, или как автономный компонент для углубления той или иной авторской мысли, непосредственно не связанной с сюжетом, выраженным пластическими средствами.

Важное значение звука в создании звукового образа в концертной программе налагает на звукорежиссера большую ответственность. Это находит своё выражение, в тех обязанностях, которые сформулированы в должностных положениях. Они включают в себя подбор и специальную организацию звукового материала, соответствующего характеру общей идее концертной программы, а также обработку этого материала путем оперативного воздействия на отдельные элементы тракта звукозаписи, так, чтобы получить максимальную естественность звучания, связанную с полным использованием технических возможностей тракта и с доведением до слушателя художественного замысла композитора и исполнителей.

Основная цель звукорежиссера — осуществление звукопередачи на высоком техническом и художественном уровне. Она достигается путем управления рядом основных параметров передаваемых звуковых сигналов, таких, как уровень громкости, частотный спектр, направленные и временные свойства. Управление может осуществляться как естественным образом, т. е. с помощью самих источников звука — на стадии создания исходных звучаний, так и искусственно — в процессе звукопередачи.

Каждый из, основных методов управления имеет ряд характерных для него практических способов и приемов, позволяющих наиболее эффективно изменять параметры звучания, добиваясь его высокого качества. Очевидно, такое изменение параметров должно осуществляться в соответствии с обстановкой, в которой развиваются действия исполнителей, и с учетом особенностей слухового восприятия.

Таким образом, основная задача звукорежиссера — управление звуковыми сигналами в процессе их создания и передачи. Для выполнения этой задачи звукорежиссер должен быть хорошо подготовлен к решению творческих и технических вопросов, уметь анализировать, правильно и объективно оценивать качество передаваемых звучаний. Он должен разбираться в литературе, понимать музыку, творческий замысел режиссера, исполнителей, связь между звуковой и зрительной составляющими концертной программы, а также современные тенденции развития техники и искусства звукопередачи. Он должен обладать серьезными знаниями по вопросам акустических свойств различных звуковых сигналов и выразительных средств художественных звучаний, качественных характеристик аппаратуры и возможностей ее управляемых элементов, приемов и методов управления акустическими параметрами звучаний. Он должен хорошо знать особенности слухового восприятия и акустические свойства ателье, студий, театров и концертных залов.

Зная основные цели и задачи звукорежиссера, можно перейти непосредственно к деятельности при подготовке и проведении концертных программ.

Работу звукорежиссера над созданием концертной программы можно поделить на 2 этапа:

- студийный этап. Заключается в непосредственной работе над созданием звуко-зрительного пространственного образа, в творческом контакте с режиссером и его замыслом, подборе необходимой фонограммы, возможно, создания оригинальной музыкальной композиции, записи фонограмм исполнителей и монтажа. Отметим, что некоторые из данных пунктов могут отсутствовать в связи с поставленной задачей. Нередко случается и так, что не оказывается возможности работать с режиссером напрямую – в этом случае звукорежиссер прибегает к режиссерской документации и постановочному плану;

- концертный этап. Начинается за несколько часов до начала самого концерта и продолжается до тех пор, пока «последний провод» не будет убран со сценической площадки. Заключается в управлении звуковыми сигналами в процессе действия [4].

Вместе с тем, работа звукорежиссера начинается задолго до самой концертной программы, а именно на этапе формирования режиссерского замысла. Именно поэтому так важно иметь непосредственный контакт с самим режиссером для выявления и уточнения идеи и задачи театрально-зрелищного представления. На этом этапе студийной работы выявляются основные характеристики музыки для будущего представления, такие как характер, жанр, эпоха и тема.

Далее следует следующий этап студийной работы, который заключается в подборе фонограммы, звуков и шумов. На этом этапе звукорежиссер выполняет поиск необходимых композиций, соответствующих теме, идее и задаче театрализованного представления. Как правило, у каждого звукорежиссера существует собственная база данных или фонотека, где находятся музыкальные треки различной тематики и жанров, которую звукорежиссер самостоятельно собирает в течение своей работы. Если же таковой не имеется или необходимые композиции отсутствуют в фонотеке, тогда звукорежиссер прибегает к другим источникам, таким как Интернет. Нередко приходится прибегать к созданию новых фонограмм – в таком случае звукорежиссер работает непосредственно с композитором и аранжировщиком, производя запись созданной ими композиции.

Нередко появляется необходимость записи исполнителей и коллективов. На этом этапе необходимы знания работы микрофонов и специфические особенности человеческого голоса или инструмента. Здесь нет точных рекомендаций по записи т.к. сигнал разных голосов и разных инструментов, принимаемый на разные микрофоны в разных акустических условиях будет требовать индивидуального подхода. Как правило, опытные звукорежиссеры производят корректировку звука, опираясь на акустические особенности помещения и микрофона, установленных в студии, практически не задумываясь т.к. знают эти особенности.

Затем начинается этап монтажа и сведения фонограммы. На этом этапе происходит сокращение или увеличение продолжительности звучания, исправление ошибок исполнителей при записи и непосредственное сведение музыкального трека. При монтаже очень важно не допустить появления различий в темпе, уровне и музыкальной окраске смонтированных фрагментов. Так же важно позаботиться о логическом музыкальном начале и окончании смонтированных фрагментов на тонике. Переходы при этом должны учитывать тональность произведения и его ритм. Переходить с одной фонограммы на другую на незавершенной музыкальной фразе совершенно недопустимо. К процессу монтажа следует подходить осторожно и аккуратно, и не в коем случае не злоупотреблять им без видимой необходимости [6].

На этом этап студийной работы звукорежиссера над созданием концертной программы завершается, и мы переходим к этапу концертной работы, который также состоит из нескольких пунктов.

Первый этап концертной работы заключается в монтаже звукового оборудования на сценической площадке, иначе говоря установка концертного комплекса.

Концертный комплекс – это набор звукотехнических систем, предназначенных для озвучивания помещений и площадок во время концертных программ. В состав концертного комплекса входят устройства приема, воспроизведения, усиления и обработки этого звука, а так же линии управления, коммутации и связи. Все концертные комплексы, независимо от размеров, всегда содержат в себе одни и те же основные функциональные элементы:

- Микрофоны;

- Соединительные кабели;

- Входные каналы микшерного пульта;

- Выходные каналы микшерного пульта;

- Усилители мощности;

- Излучающие акустические системы.

После того, как аппаратура расставлена и соединена, её необходимо настроить. Здесь начинается второй этап концертной работы звукорежиссера. Первоначально проводится частотная коррекция выходного сигнала с помощью звуковых процессоров, анализаторов и эквалайзеров. Важно отметить, что только после настройки общего выходного сигнала можно переходить к настройке микрофонов и музыкальных инструментов. Микрофоны настраиваются индивидуально для каждого действующего лица, будь то ведущий или исполнитель т.к. каждый человек имеет свои характерные тембральные окраски и если одним микрофоном будут пользоваться несколько человек, то для каждого из них будет индивидуальное звучание при одной конфигурации, что приведет к низкокачественной передачи звука, а этого мы допустить не можем.

Важно учесть, что если на сцене одновременно находятся несколько человек с микрофонами, то необходимо производить настройку этих микрофонов вместе, чтобы избежать возвратов и убедиться в сбалансированном звучании всех действующих лиц. Затем мы переходим к настройке инструментов, если в нашей концертной программе присутствуют ансамбли любого вида. Особую сложность на данном этапе представляет настройка мониторов. Основная проблема, с которой сталкиваются звукорежиссеры, это нехватка уровня громкости для того или иного исполнителя или инструмента. Как правило, это связано с нарушением баланса либо с низкой мощностью аппаратуры.

Таким образом, с момента использования звукозаписи как инструмента создания новой звуковой реальности, целенаправленно изменяющей и модифицирующей записанный музыкальный материал в соответствии с эксклюзивным авторским и исполнительским замыслом, функции звукорежиссера не только многократно расширились, но и качественно изменились. В последние десятилетия, за счет усовершенствования звукотехнического оборудования, музыкально-компьютерных технологий и общедоступной информативности, профессиональная деятельность звукорежиссера приобрела большую масштабность и многоуровневость. «Творческий процесс создания звуковой картины приобретает в этих аспектах новые грани, о которых, вполне возможно, многие звукорежиссеры прежде и не предполагали, или в лучшем случае, только ощущали их» [1].

Вместе с тем, современный звукорежиссер, используя всю палитру средств художественной выразительности звукорежиссуры, становится не только художником звуковых картин, но и скульптором, создателем объемной «звуковой скульптуры», помещенной в смоделированное трехмерное виртуальное пространство, областью применения которой является театрально-зрелищное искусство.


Библиографический список
  1. Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика: учебник для высших учебных заведений. СПб.: Композитор, 2006. – 720 с.;
  2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения 07.11.2016);
  3. Бычков В. В. Эстетика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2009. – 452 с. – (Gaudeamus);
  4. Вологдин Э.И. Методы и алгоритмы обработки звуковых сигналов: курс лекций к-та технич. наук. СПб. – 96 с.;
  5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. училищ. Москва, РАТИ-ГИТИС, 2008 г.;
  6. Кипаренко И. Монтаж звука – Музыкальный монтаж [Электронный ресурс] URL: http://www.as-workshop.ru/articles/211-montage (дата обращения 07.11.2016);
  7. Станиславский, К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К.С. Станиславский. М.: Искусство, 1953;
  8. http://www.endic.ru/enc_culture/Hudozhestvennyj-obraz-1067.html;
  9. https://smi.academic.ru/91/%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «lnv.vgiik»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация