Смысл жизни нельзя постигнуть, его можно лишь чувствовать.
Буркхард Г.
Проблема смысла жизни является центральной философской проблемой: в конечном итоге на протяжении жизни, в какой-то её момент (как правило, связанный со смыслопотерей, «экзистенциальной встряской») каждый человек вынужден отвечать на этот вопрос, «смылоопределяться» – этот вопрос не стоит «программно», он существует «подспудно»; незаметно вкрадываясь в повседневность, он доставляет экзистенциальное беспокойство, вовлекая человека “целиком” в процесс поиска ответа на вопрос.
Поиск смысла собственной жизни – это не только рациональная задача: «вычислить» смысл только опираясь на мощь разума – дать ответ лишь частично. На наш взгляд, такой ответ сведётся, скорее всего к поиску цели жизни. Такая постановка вопроса и методы его решения, на наш взгляд, не всегда продуктивны [1, 2], поскольку редуцируют человека к разумной ипостаси его души.
На вопрос о смысле жизни человек отвечает «целиком». «Смысл жизни – не реестр даже самых высоких и достойных задач (хотя может включать в себя эти высокие задачи), это – состояние сознания, позволяющее человеку справляться с трудностями, преодолевать препятствия и в полной мере радоваться собственному бытию. Такое значение термина “смысл жизни” лучше всего узнаешь из личного опыта, ибо теоретическое знание не дает постигнуть его во всей полноте» [3].
Смысложизненный поиск – поиск ответа на вопрос человеком как духовного существа, со всей его антропологической «конституцией»: тело – душа – дух. Таким образом, человек вовлечён в этот процесс чувственно-духовно.
Ни одна из составляющих, искусственно «вырванная» из контекста чувственно-духовной конституции не в состоянии найти «автономный», конгруэнтный целостности человека ответ.
Рационализированные ответы на вопросы о смысле жизни, как правило, не дают «удовлетворения»; посредством такого языка – языка чувств, можно опознавать аутентичность ответа на поставленный вопрос.
(Ещё одним косвенным критерием (успешно найденного) ответа на вопрос, на наш взгляд, является факт его исчезновения: на место вопрошания о смысле жизни «заступает» сама жизнь.)
Поэтому имеет смысл говорить «чувстве смысла» [3, 4]: «смысл жизни … особое чувство … состояние внутреннего мира, которое не может быть сведено к своей содержательной, рационально-выразимой составляющей, к одному лишь сознательному поиску системы целей. Можно сказать, речь пойдет о внерациональной природе смысложизненных переживаний, которые во многих случаях могут быть лишь косвенно инициированы. Интенциональный характер смысла являет себя прежде всего в своеобразных переживаниях и лишь потом рефлексируется, получая отчетливый образ и понятийное выражение [3].
Речь, таким образом, идёт о переживании значимых ценностей, наполняющих жизнь полнотой смысла («Психологические аспекты духовных состояний (не столь уж частых в жизни человека) неразрывно связаны с глубокими структурами личности, ценностными переживаниями и недостаточно осознаваемыми высшими ценностями» [5, с. 59]).
И переживание это находит выражение, по мнению Е.В. Золотухиной-Аболиной [3], в феноменологии таких эмоциональных форм, как
- «онтологический интерес»: к миру, людям, к самому себе: «Переживание интереса – это переживание некоего эмоционального и ментального притяжения со стороны того или иного фрагмента реальности, притяжения неуклонного и возбуждающе-приятного… Притяжение того или иного фрагмента реальности переживается в интересе как наша собственная интенция, как субъективное стремление, принимающее в поведении практические формы. Иметь смысл жизни – значит стремиться воплощать свои интенции в каких-то конкретных поступках, переживаниях, мыслительных акциях» [3];
- ощущение будущего в настоящем («темпоральная открытость»). Это очень важный момент в смыслопереживании: жизнь не должна быть «закрыта», будущее (ощущение его зримого присутствия) должно быть актуализировано здесь-и-сейчас; ощущение жизни, лишённое экзистенциальной перспективы, не коррелирует с актуализацией смысложизненных ценностей [6].
- ощущение себя частью чего-то большего, некоего большего целого; причастность к общей системе человеческого; смысл жизни неизменно связан с трансценденцией, выходом за пределы собственного «Я». Так, «недавний успех молодых миллионеров, сделавших состояния на высоких технологиях, часто порождает жизненный кризис, который может свидетельствовать о наличии систем смысла жизни, которые не выходят за пределы собственного «я». Многие такие индивиды начинают свою карьеру с незамутненным видением – делать ее, зарабатывать кучу денег, жить разнообразной жизнью, добиться уважения коллег, рано выйти на пенсию. И беспрецедентное число молодых людей на четвертом десятке поступают именно так. Но затем возникает вопрос: «Что теперь? Как же быть с остальной частью моей жизни – следующими сорока годами?» [7];
- радость и эмоциональный подъём в противовес скуке, тоске – ощущению тщетности и бессмысленности жизни.
Библиографический список
- Романцов А.Ю., Пятилетова Л.В. Смысл человеческой жизни: к постановке вопроса // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/02/24833 (дата обращения: 17.03.2018).
- Романцов А.Ю., Пятилетова Л.В. Поиск смысла жизни как гуманитарная технология // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/02/85924 (дата обращения: 17.03.2018).
- Золотухина-Аболина Е.В. Чувство смысла [Электронный ресурс]. URL: http://journal.existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=615:chuvstva&catid=37:-1&Itemid=59 (дата обращения: 17.03.2018).
- Буркхардт Г. Непонятая чувственность [Электронный ресурс]. URL: http://knigi1.dissers.ru/books/library1/8593-1.php (дата обращения: 17.03.2018).
- Знаков В.В. Психология понимания правды. – СПб., 1999. – 265 с.
- Пятилетова Л. В. Локальное проектирование в «конце истории»: современная «взрослость» в поисках аутентичного бытия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 9 (сентябрь). – С. 85–91. – URL: http://e-koncept.ru/2017/173005.htm.
- Ялом И. Дар психотерапии [Электронный ресурс]. URL: http://metodich.ru/irvin-yalom-dar-psihoterapii-merilin-dushevnomu-drugu-vot-uje/index11.html (дата обращения: 17.03.2018).
Количество просмотров публикации: Please wait