ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА

Козлов Павел Геннадьевич1, Федюк Роман Сергеевич1, Лисейцев Юрий Леонидович1, Смелый Дмитрий Алексеевич1
1Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, г. Владивосток

Аннотация
Данная статья посвящена обзору способов использования городского подземного пространства. Проведенное исследование доказывает, что правильная организация использования городского пространства помогает раскрыть внутренние возможности, улучшить показатели эффективности размещения сооружений. Использование подземного пространства, для размещения городских сооружений, позволит значительно разгрузить автомобильные дороги города от пробок и даст возможность размещать основные объекты инфраструктуры в транспортной доступности от мест компактного проживания населения города.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 25.00.00 НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Козлов П.Г., Федюк Р.С., Лисейцев Ю.Л., Смелый Д.А. Формирование инфраструктуры современных городов с использованием подземного пространства // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85889 (дата обращения: 30.09.2024).

Перенасыщение городов автомобилями создает настоящий транспортный кризис, парализует движение, нарушает экологическую систему и неблагоприятно отражается на жизни населения. Как следствие, для большинства крупных городов характерны: резкое снижение скорости движения автомобилей, исчерпание пропускной способности уличных проездов и магистралей, нарушение условий безопасности движения; нехватка мест для стоянок автомобилей; ухудшение архитектурно-планировочной структуры; загрязнение воздушного бассейна; повышение уровня шума и вибрации [1].

Одним из возможных вариантов решения возникших проблем может стать развитие «многоуровневого» использования городской среды с активным освоением подземного пространства. Этому способствует широкий диапазон номенклатуры возможного размещения объектов в подземном пространстве, а также большой и продолжительный опыт работы в данной области в нашей стране и за рубежом

В общем комплексе городских транспортных сооружений важное место занимают подземные сооружения. Наряду с отдельными, не связанными между собой подземными сооружениями возводятся крупные подземные транспортные и многофункциональные комплексы (рис.1), соединенные сетью протяженных тоннелей.

Рис. 1 . Развитие уровней городского подземного пространства

Современные города расширяются не только по горизонтали, но и по вертикали с использованием наземного и подземного пространства. Вертикальное зонирование способствует разделению транспортных и пешеходных потоков, транзитного и местного, скоростного и обычного транспорта [1].

Возрастающие объемы жилищного и коммунального строительства, дальнейшее развитие дорожно-транспортных сетей, возведение новых инженерных объектов и сооружений, промышленных предприятий и т. п. требуют отвода значительной городской территории, дефицит которой, особенно в центральных районах городов с каждым годом возрастает. Необходимо повышение плотности застройки, образование новых искусственных уровней, использование объемных градостроительных решений. При этом возможны различные варианты расположения транспортных магистралей и пешеходных путей: в уровень с землей, над или под землей (рис.2).

В настоящее время разрабатывается новый генеральный план города Москвы, в который впервые включены зоны многофункционального общественного подземного пространства. Определены перспективные территории его освоения и сформированы детальные концепции для инвесторов [2].

Успешному решению городских транспортных проблем способствуют комплексное освоение и использование подземного пространства, т. е. размещение под землей различных объектов и сооружений для пропуска транспорта и прокладки инженерных коммуникаций, временных и постоянных стоянок автомобилей, объектов инженерного оборудования, предприятий торговли, коммунального обслуживания и т. п.

Рис. 2 . Вариант транспортного использования городского подземного пространства

1 – гаражи-стоянки, 2 – тоннель для пешеходов, 3 – транспортный тоннель.

В первую очередь подземное пространство должно осваиваться в центральных районах городов, имеющих наибольший дефицит в свободных территориях и максимально загруженных транспортом, с учетом естественного рельефа местности (холмов, возвышенностей, откосов, горных склонов и т. п.), что в значительной степени облегчает устройство подземных путей [4]. При разведке района расположения подземного сооружения выполняются следующие мероприятия:

- уточнение рельефа местности;

- разметка места посадки подземного сооружения;

- установление характера зале­гания грунтов, определение их вида, состояния и характеристик;

- выявление высокого уровня грунтовых вод (ВУГВ).

Эти сведения получают в результате изучения карт, в том чис­ле геологических, справочников и других материалов, а также путем обследования района возведения сооружений и бурения скважин. Характер залегания грунтов и их характеристики выявляются до глубины на 2—4 м ниже пола подземного сооружения, кото­рая определяется с учетом необходимой величины защитной грун­товой толщи.

Комплексное использование подземного пространства ограничивает дальнейший рост территории крупных и крупнейших городов и позволяет радикально решить многочисленные градостроительные, транспортные, инженерные и социальные задачи. При активном использовании подземного пространства появляется возможность:

- значительно улучшить архитектурно-планировочную структуру городов;

- освободить поверхность земли от многочисленных сооружений вспомогательного характера;

- рационально использовать городские территории для жилищного строительства, создания парков, скверов, стадионов, зеленых насаждений, «безавтомобильных» зон;

- улучшить санитарно-гигиеническое состояние города;

- сохранить архитектурные памятники;

- эффективно разместить объекты инженерного оборудования;

- использовать в случае необходимости подземные сооружения для целей гражданской обороны [3].

При освоении подземного пространства следует принимать во внимание факторы, которые приводят как к увеличению, так и к уменьшению удельных показателей стоимости строительства. Проекты подземного строительства обладают социальной эффективностью, которая практически не поддается стоимостной оценке, при этом может быть определена на основе анализа следующих факторов: безопасность дорожного движения пешеходов, общественного транспорта и автомобилистов в местах пересечения УДС (количество аварий, число травм); обеспеченность территории объектами социальной инфраструктуры; обеспеченность парковками; обеспеченность «открытыми общественными пространствами»: спортивными площадками, выставочными залами, мини-кинотеатрами и т. п.; создание условий для развития малого бизнеса (строительство объектов торговой, офисной недвижимости) [1].

Решение транспортной проблемы возможно за счет:

- обеспечения непрерывного и скоростного движения городского транспорта;

- разделения пешеходных и транспортных потоков;

- создания компактных транспортных комплексов (пересадочных узлов, вокзалов и т. л.);

- организации автомобильных стоянок;

- улучшения транспортного обслуживания населения.

Подземное строительство осложняется тем, что имеет большое количество скрытых опасностей, к тому же условия работы могут неожиданно меняться. Это обусловлено рядом проблем инженерно-геологического характера, которые непременно учитываются и принимаются во внимание в строительном процессе. Вдобавок к этому при подземном строительстве необходимо использовать современные строительные материалы, отвечающие сложным условиям расположения объекта.


Библиографический список
  1. Глозман О.С. Создание зон многофункционального общественного подземного пространства в Москве// Подземные горизонты, 2016- №11. – С. 16-18
  2. Емельянов В. И.  Конструкционные материалы в подземном строительстве [Текст] : монография / В. И. Емельянов. – М.  :  РУДН, 2013. – 350 с. : ил.
  3. Маковский Л.В. Городские подземные транспортные сооружения. Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1985. – 439с., ил.
  4. Тимохин Р.А., Батаршин В.О., Семиохин А.С., Козлов П.Г., Федюк Р.С. Этапы развития инженерной техники для производства землеройных работ// Современная техника и технологии. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2017/02/12011 (дата обращения: 15.02.2017).


Все статьи автора «Козлов Павел Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: