Перенасыщение городов автомобилями создает настоящий транспортный кризис, парализует движение, нарушает экологическую систему и неблагоприятно отражается на жизни населения. Как следствие, для большинства крупных городов характерны: резкое снижение скорости движения автомобилей, исчерпание пропускной способности уличных проездов и магистралей, нарушение условий безопасности движения; нехватка мест для стоянок автомобилей; ухудшение архитектурно-планировочной структуры; загрязнение воздушного бассейна; повышение уровня шума и вибрации [1].
Одним из возможных вариантов решения возникших проблем может стать развитие «многоуровневого» использования городской среды с активным освоением подземного пространства. Этому способствует широкий диапазон номенклатуры возможного размещения объектов в подземном пространстве, а также большой и продолжительный опыт работы в данной области в нашей стране и за рубежом
В общем комплексе городских транспортных сооружений важное место занимают подземные сооружения. Наряду с отдельными, не связанными между собой подземными сооружениями возводятся крупные подземные транспортные и многофункциональные комплексы (рис.1), соединенные сетью протяженных тоннелей.
Рис. 1 . Развитие уровней городского подземного пространства
Современные города расширяются не только по горизонтали, но и по вертикали с использованием наземного и подземного пространства. Вертикальное зонирование способствует разделению транспортных и пешеходных потоков, транзитного и местного, скоростного и обычного транспорта [1].
Возрастающие объемы жилищного и коммунального строительства, дальнейшее развитие дорожно-транспортных сетей, возведение новых инженерных объектов и сооружений, промышленных предприятий и т. п. требуют отвода значительной городской территории, дефицит которой, особенно в центральных районах городов с каждым годом возрастает. Необходимо повышение плотности застройки, образование новых искусственных уровней, использование объемных градостроительных решений. При этом возможны различные варианты расположения транспортных магистралей и пешеходных путей: в уровень с землей, над или под землей (рис.2).
В настоящее время разрабатывается новый генеральный план города Москвы, в который впервые включены зоны многофункционального общественного подземного пространства. Определены перспективные территории его освоения и сформированы детальные концепции для инвесторов [2].
Успешному решению городских транспортных проблем способствуют комплексное освоение и использование подземного пространства, т. е. размещение под землей различных объектов и сооружений для пропуска транспорта и прокладки инженерных коммуникаций, временных и постоянных стоянок автомобилей, объектов инженерного оборудования, предприятий торговли, коммунального обслуживания и т. п.
Рис. 2 . Вариант транспортного использования городского подземного пространства
1 – гаражи-стоянки, 2 – тоннель для пешеходов, 3 – транспортный тоннель.
В первую очередь подземное пространство должно осваиваться в центральных районах городов, имеющих наибольший дефицит в свободных территориях и максимально загруженных транспортом, с учетом естественного рельефа местности (холмов, возвышенностей, откосов, горных склонов и т. п.), что в значительной степени облегчает устройство подземных путей [4]. При разведке района расположения подземного сооружения выполняются следующие мероприятия:
- уточнение рельефа местности;
- разметка места посадки подземного сооружения;
- установление характера залегания грунтов, определение их вида, состояния и характеристик;
- выявление высокого уровня грунтовых вод (ВУГВ).
Эти сведения получают в результате изучения карт, в том числе геологических, справочников и других материалов, а также путем обследования района возведения сооружений и бурения скважин. Характер залегания грунтов и их характеристики выявляются до глубины на 2—4 м ниже пола подземного сооружения, которая определяется с учетом необходимой величины защитной грунтовой толщи.
Комплексное использование подземного пространства ограничивает дальнейший рост территории крупных и крупнейших городов и позволяет радикально решить многочисленные градостроительные, транспортные, инженерные и социальные задачи. При активном использовании подземного пространства появляется возможность:
- значительно улучшить архитектурно-планировочную структуру городов;
- освободить поверхность земли от многочисленных сооружений вспомогательного характера;
- рационально использовать городские территории для жилищного строительства, создания парков, скверов, стадионов, зеленых насаждений, «безавтомобильных» зон;
- улучшить санитарно-гигиеническое состояние города;
- сохранить архитектурные памятники;
- эффективно разместить объекты инженерного оборудования;
- использовать в случае необходимости подземные сооружения для целей гражданской обороны [3].
При освоении подземного пространства следует принимать во внимание факторы, которые приводят как к увеличению, так и к уменьшению удельных показателей стоимости строительства. Проекты подземного строительства обладают социальной эффективностью, которая практически не поддается стоимостной оценке, при этом может быть определена на основе анализа следующих факторов: безопасность дорожного движения пешеходов, общественного транспорта и автомобилистов в местах пересечения УДС (количество аварий, число травм); обеспеченность территории объектами социальной инфраструктуры; обеспеченность парковками; обеспеченность «открытыми общественными пространствами»: спортивными площадками, выставочными залами, мини-кинотеатрами и т. п.; создание условий для развития малого бизнеса (строительство объектов торговой, офисной недвижимости) [1].
Решение транспортной проблемы возможно за счет:
- обеспечения непрерывного и скоростного движения городского транспорта;
- разделения пешеходных и транспортных потоков;
- создания компактных транспортных комплексов (пересадочных узлов, вокзалов и т. л.);
- организации автомобильных стоянок;
- улучшения транспортного обслуживания населения.
Подземное строительство осложняется тем, что имеет большое количество скрытых опасностей, к тому же условия работы могут неожиданно меняться. Это обусловлено рядом проблем инженерно-геологического характера, которые непременно учитываются и принимаются во внимание в строительном процессе. Вдобавок к этому при подземном строительстве необходимо использовать современные строительные материалы, отвечающие сложным условиям расположения объекта.
Библиографический список
- Глозман О.С. Создание зон многофункционального общественного подземного пространства в Москве// Подземные горизонты, 2016- №11. – С. 16-18
- Емельянов В. И. Конструкционные материалы в подземном строительстве [Текст] : монография / В. И. Емельянов. – М. : РУДН, 2013. – 350 с. : ил.
- Маковский Л.В. Городские подземные транспортные сооружения. Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1985. – 439с., ил.
- Тимохин Р.А., Батаршин В.О., Семиохин А.С., Козлов П.Г., Федюк Р.С. Этапы развития инженерной техники для производства землеройных работ// Современная техника и технологии. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2017/02/12011 (дата обращения: 15.02.2017).