В современных условиях экономического развития, усиления роли науки, улучшении благосостояния населения приоритетным направлением являются инновации в образовании. Застой в системе преподавания — негативное явление, отрицательное сказывающееся на государстве и обществе.
Проблемы нововведений в образовании начинаются уже на начальном этапе разработок, так как каждый из авторов инноваций не уверен в эффективности собственного плана. Всякая инновация — это риск без гарантии.
Можно выделить ряд причин, способствующих замедлению процесса внедрения инноваций в образовании.
1. Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
2. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
3. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
4. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ [2].
В плане образования инновация – это использование новых технологических и методологических исследований и своевременная замена устаревших стандартов.
Цель обновлений в образовании — воспитание личностей, способных достигать успеха в любой области применения способностей [3].
Систематическое нововведение в данной сфере предполагает осмысленное и рациональное изменение работы преподавателей посредством:
- изменения сути процесса;
- создания новых способов и видов работы [1].
Таким образом, прогресс инновационных технологий в образовательном процессе — усовершенствование системы и повышение «отдачи» на практике.
Задачей инновационных технологий является качественное изменение личности субъекта относительно традиционной системы, что возможно при задействовании программ, локализующих проблему педагогического кризиса. Главные задачи подобных программ — формирование нестандартного мышления и максимальное развитие способностей учащихся [3].
Инновационные процессы в образовании — сочетание процедур и средств, превращающих идею обучения в осязаемое нововведение. Основные элементы процесса — генерирование и использование новшеств в сочетании с системностью, интегральностью и целостностью.
Таким образом, реализующая идеи и формирующая систему руководства процессом деятельность — новая по форме и прогрессивная по содержанию.
Структура внедрения инноваций вытекает из теории новшеств в производственной сфере и включает следующие элементы:
- появление идеи;
- планирование;
- создание (освоение на практике);
- внедрение.
Управленческая форма предполагает гармоничное взаимодействие перечисленных факторов. На практике введение новшеств в учебном заведении осуществляется в форме программы развития, в согласии с которой организуется деятельность коллектива, реализующего задачу. В итоге создается инновационная площадка — учреждение, где накопление новинок и идей улучшает образовательный процесс [1].
На сегодня нововведения классифицируются как:
- Аналоговое. Инновация основана на принципе классический метод + частное нововведение.
- Комбинированное. Объединение образовательных блоков для получения нового подхода.
- Ретроинновационное. Заключается в привлечении забытых методов (гимназическое обучение, лицеи).
- Сущностное. Внедрение ранее не применявшихся инноваций [2].
Суть новшеств в педагогике заключена в применении эффективных методов обучения, соответствующих требованиям общества и технологий. Кроме того, инновации обязаны относиться к определенным областям распространения:
- воспитательной;
- обучающей;
- управленческой;
- переквалификационной.
Введение изменений — это риск, но этот риск оправдан, так как в противном случае страна рискует застрять в устаревшей системе образования, что негативным образом отразится на развитии государства.
Введение новшеств — это инновационные процессы в образовании, означающие усовершенствование существующего, генерация идеи в готовый для практического применения продукт. Процесс обоснован и переводит действующую систему на новый уровень — режим развития.
Регулирование процесса обновления в учебном заведении — синхронизация регулирующих и регулируемых систем, конечная цель которого — «одушевление» образования и повышение качества преподавания.
На управление процессом влияет множество факторов, поэтому его нужно рассматривать как способ общего руководства следующими функциями:
- выполнением директив управляющих органов;
- применением технологических и научных новинок;
- обновлением теоретической части педагогики;
- изучением запросов учащихся.
Регулирование процесса внедрения инноваций — многопрофильная деятельность, включающая:
- постановку и решение стратегических задач;
- мониторинг рисков;
- изучение структуры и возможностей образовательного учреждения;
- формирование пакетов инновационных предложений и пр.
При этом главными направлениями руководства инновациями нужно считать разработку общей стратегии, материально-техническое обеспечение процесса и контроль за ним.
Библиографический список
- Педагогические инновации в образовании [электронный ресурс] http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7959-с innovacii-v-obrazovanii-vidy-innovacij-v-obrazovanii.html; дата обращения 11.12.2018 г.
- Современные инновации в образовании. Примеры [электронный ресурс] https://businessman.ru/new-sovremennye-innovacii-v-obrazovanii-primery.html; дата обращения 11.12.2018 г.
- Важнейшие инновации – образовательные [электронный ресурс] https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsii-v-obrazovanii; дата обращения 11.12.2018 г.
Количество просмотров публикации: Please wait