ЗНАЧЕНИЕ КНИГ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Федотова Полина Максимовна
Смоленский государственный университет
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета

Аннотация
В статье описывается значение книг о Великой Отечественной войне для формирования такого чувства, как патриотизм, а также важность воспитания данного качества у младшего школьника. Представлен анализ книг для чтения В. Г. Горецкого на предмет наличия книг на тему Великой Отечественной войны. Данный анализ в сочетании с выдержками из нормативных документов подтверждает важную роль книг о Великой Отечественной войне при формировании патриотизма у младшего школьника.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федотова П.М. Значение книг о Великой Отечественной войне при формировании чувства патриотизма у младшего школьника // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88288 (дата обращения: 19.04.2024).

Актуальность нашей статьи определяется тем, что в общих положениях ФГОС НОО среди личностных результатов особым образом выделяется такой, как «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций»[1,с.5].Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим тебя миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны и гордость за славное прошлое своей Родины. Это чувство должно взращиваться в детях постоянно и постепенно, органично встраиваясь в детское мироощущение. Ребенок должен соотносить себя  с главными героями произведений о героических страницах истории, анализировать их поступки, тем самым выстраивая систему нравственных понятий, на основе которых будет строить свою дальнейшую жизнь.

Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом, если не прежде всего, связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Произведения о Великой Отечественной войне, созданные детскими писателями, помогали детям не забывать свои истоки, приобщали их к силе предков, развивали интерес к прошлому (событиям и историческим личностям), воспитывали любовь к Отечеству и уважение к истории своего народа.

Чтобы четко увидеть, как именно была представлена тема Великой Отечественной войны в книгах советского периода, мы проанализировали книги для чтения В.Г. Горецкого и обнаружили, что произведениям о Великой Отечественной войне были посвящены целые разделы.

Например,  в «Книге для чтения» В.Г. Горецкого и др. 1982 г для первого класса [2,3] был выделен раздел «Наша родная Советская армия». Туда были включены произведения:  «День Советской армии и Военно-Морского флота»  А. Митяева,  «Дуют ветры в феврале» С. Маршака,  «Билась Советская наша страна» В. Маяковского,  «Василий Крюков» А. Гайдара,  «Твои защитники», «Таран»  Л. Кассиля, отрывок из поэмы «Быль для детей» С. Михалкова,  «Страшный клад» С. Баруздина.

В «Книге для чтения» В.Г. Горецкого и др. 1982 г для второго класса, во второй части [4,5],раздел о Великой Отечественной назывался «В борьбе за Советскую Родину». Туда были включены произведения  «Рождение армии» А. Кононова, « Там вдали, за рекой» Н.Кооля, «Рассказ о Щорсе» Н. Тихонова, «Голой рукой нас не возьмешь…» В. Маяковского, «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове.» А. Гайдара, «Быль для детей» С. Михалкова, «Соловушка» П. Цвирка, «Плот Алексея Андреевича» Л. Кассиля.

В «Книге для чтения» В.Г. Горецкого и др. 1982 г для третьего класса [6,7]был выделен раздел «В час великих испытаний». Туда входили произведения  «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «У классной доски» Л. Кассиля, «Под вечер в гестапо ее привели…» А. Суркова, «Последний день Матвея Кузьмина» Б. Полевого, «Листовки» А. Фадеева, «Слушайте, товарищи…» М. Исаковского,  «В разведке» В. Катаева, «Рассказ танкиста» А. Твардовского, «Именем солнца» Р. Рождественского.

В сборниках для внеклассного чтения дети читали повести «Сын полка» В. Катаева, трилогию «Васек Трубачев и его товарищи» В. Осеевой. Мы видим, что количество произведений, посвященных теме Великой Отечественной войны, в учебниках 70-80х гг. было весьма  значительно: поэзия и проза, произведения разных жанров, в которых авторами поднимались различные нравственные проблемы.

Дальнейший анализ учебников показал, что в 90-е тема Великой Отечественной войны была практически изъята из учебников для начальной школы. Был включен отрывок из повести Якова Тайца «Портрет отца». Возвращение военной тематики началось примерно с 2005 г. В тот период по всей стране шла активная подготовка к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне: было выпущено много детских книг на эту тему, но в учебниках она освещалась по-прежнему скудно.

К сожалению, нынешнее положение дел таково, что книги об истории наше Родины вообще, и о Великой Отечественной войне в частности, практически не включаются в современные УМК по литературному чтению. А ведь такого рода литература предоставляет педагогу большие возможности для гражданско-патриотического воспитания учащихся. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» первыми среди базовых национальных ценностей выделяются патриотизм и гражданственность: «Главными традиционными источниками нравственности являются такие базовые национальные ценности:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания» [8, с.7]

Это еще раз подтверждает огромную ценность художественных книг о Великой Отечественной войне для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания современных младших школьников.


Библиографический список
  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ в ред. от  31.12.2015 № 1576 // Стандарты второго поколения. – 2015. – 53 с.
  2. Книга для чтения. Учебник для 1 класса. / [В.Г. Горецкий Л.Ф. Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн. Общ. Лит. Ред. С.В. Михалкова.] 1-е изд. – М.: Просвещение, 1982 . – 288 с., цв. ил.
  3. Книга для чтения. Учебник для 2 класса. В двух частях. Ч 1. / [В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн. Общ. Лит. Ред. С.В. Михалкова.] 4-е изд. – М.: Просвещение, 1989 . – 224 с. цв. ил.
  4. Книга для чтения. Учебник для 2 класса. В двух частях. Ч 2. / [В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн. Общ. Лит. Ред. С.В. Михалкова.]. 4-е изд. – М.: Просвещение, 1989 . – 224 с. цв. ил.
  5. Книга для чтения. Учебник для 3 класса. В двух частях. Ч 1. / [В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн. Общ. Лит. Ред. С.В. Михалкова.]. 4-е изд. – М.: Просвещение, 1990 . – 224 с. цв. ил.
  6. Книга для чтения. Учебник для 3 класса. В двух частях. Ч 2. / [В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн. Общ. Лит. Ред. С.В. Михалкова.]. 4-е изд. – М.: Просвещение, 1990 . – 224 с. цв. ил.
  7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федотова Полина Максимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация