С подобным мы встречается каждый день. Чтобы приступить к изучению невербальных знаков человека, необходимо знать его базовую линию поведения. У каждого из нас есть своя манера поведения, свой стиль. Когда мы говорим правду, то наше поведение соответствует базовой линии, когда лжем –, происходит отклонение, которое можно заметить и делать выводы.
Первое, на что нужно обратить внимание, это эмоции. Если человек рассказывает какую-либо эмоциональную историю, то нужно наблюдать за его лицом. Соответствует ли то, что он говорит, эмоциям, которые он испытывает. Например, человек рассказывает о счастливом моменте, и при улыбке на лице мы видим, что верхняя часть лица нейтральна, то это говорит о фальшивой радости. Или, если человек делится своими переживаниями, и не видны сведенных внутренних уголков брови в районе лба, значит, печаль неискренняя. Также при искренней печали уголки губ опускаются вниз за счет приподнимания подбородка.
Стоит отметить об такой эмоции как удивление. Когда человек действительно не ожидает и сталкивается с информацией впервые, то на лице мы должны увидеть удивление. Характерные черты данный эмоции: приподнятые брови, широко открытые глаза и опущенной нижней челюстью, при этом лицо полностью расслаблено. Если вы не наблюдаете этого, то, можно сделать вывод, что человек знал и был готов к той или иной ситуации. Очень важно также распознать искреннее удивление, ведь его можно и наиграть. Эмоция удивления обычно длиться не более 2 секунд, и далее ее заменяет другая эмоция в зависимости от того какое было удивление (радости, страха и т.д.)
Далее наблюдаем за речью, какие формулировки он использует. Если человек вам рассказывает о чем-то и в его речи мы наблюдаем сленг, который не характерен для его возраста, уровня образования, звания, профессиональной деятельности, то стоит насторожиться. Возможно, его рассказ подготовлен к созданию ложной легенды под чьим-то руководством или используется пересказ чужой истории. Использование данных слов, словосочетаний добавляют правдоподобности, по мнению рассказчика, но это не так. Но не стоит забывать и о типе личности и о контексте. В быту люди могут использовать интеллектуальные и необычные термины, чтобы произвести впечатление умного человека.
Взаимосвязь вербального и невербального общения не менее важны при распознании лжи. Несоответствие слов и жестов – это первый признак невербального противоречия, человек скорее всего не уверен в своих словах, что-то скрывает или не договаривает. Если человек испытывает негативные эмоции, например, ярость, то слова (крик, недовольство) и действия (удар по столу кулаком) произойдут одновременно, без задержек.
Существуют так называемые «жесты-эмблемы», такие как кивок головы при ответе «да» или «нет», поднятие плеч, если мы не знаем ответ на вопрос. А как же такие жесты помогут увидеть ложь и неискренность у собеседника? Когда «жесты-эмблемы» проявляются фрагментарно, то есть не полностью, это говорит о подсознательном контроле жестов и неосознанной утечкой информации. Также такие жесты называются эмблематическими оговорками.
Но хотелось бы сказать, что нет ни одного явного жеста, который бы говорил о том, что человек определенно лжет. Необходимо следить за жестами, а не за словами человека, мозг и так очень быстро реагирует на поступающую информацию. А когда человек сконцентрирован на контроле речи, жесты тела уходят на второй план. И именно невербальное общение даст нам 60-70% информации.
Библиографический список
- Кунерт, Вера Невербальное и паравербальное выражение самоконтроля российских управленцев в условиях телевизионного интервью / В. Кунерт // Корпоративная коммуникация в России : дискурсивный анализ : коллективная монография : [научное издание] / [отв. ред.: Т. А. Милехина, Р. Ратмайр]. – Москва : ЯСК, 2017. – С. 141-151
- Нэпп, Марк Невербальное общение : мимика, жесты, движения, позы и их значение : полное руководство : [пер. с англ.] / М. Нэпп ; Марк Нэпп, Джудит Холл. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. – 512 с. : ил. – (Научный бестселлер) (Психология – лучшее) .
- Свинцова, И. А. Коммуникация – залог развития информационной культуры / И. А. Свинцова // Практика школьного воспитания. – 2017. – N 4 (105). – С. 48-51 .
- Смирнова, Е. В. Глобальная коммуникация в межнациональном взаимодействии как способ преодоления пространственно-временных ограничений / Е. В. Смирнова // Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества : III Международная молодежная научно-практическая конференция : 22-я сессия молодых ученых (гуманитарные науки) : [научное издание] / М-во образования Нижегор. обл. [и др. ; отв. за вып. И. Ю. Захарова]. – Нижний Новгород : НРЛ, 2017. – С. 222-224 .