В наше время планирование предприятия – одно из главных направлений, осуществляющихся для достижения необходимых целей и задач, поставленных руководством.
Методы планирования – это способы или приёмы, которые по отдельности или совместно используются при проведении плановых расчётов, алгоритме обоснования показателей плана.
В современной практике применяются всевозможные методы планирования на предприятии.
Основные методы планирования на предприятиях:
1. Балансовый метод – это базовый метод планирования, так как позволяет решать основную задачу экономики – удовлетворение общественных потребностей в условиях ограниченных ресурсов. При данном методе составляется таблица, отражающая, что должно быть сделано и источники необходимого. Достоинством данного метода является возможность объединить вместе все имеющиеся ресурсы предприятия. Недостатком является большая трудоёмкость процесса;
2. Нормативный метод – метод, основанный на расчёте норм (заданные заранее объёмы затрат, отдачи или решения, которые должны быть соблюдены в работе предприятия). Важно, чтобы нормы соответствовали условиям работы, применяемым технологиям, нормы должны быть обоснованными. Достоинство данного метода заключается в том, что он не требует применения сложных методов анализа. Недостаток – это высокая вероятность появления различного рода погрешностей при расчёте норм;
3. Метод экстраполяции (перенесение) – данный метод предполагает анализ ситуации в прошлом и настоящем, выявление тенденций, соотношений, закономерностей и перенесение их в будущее. Метод является наиболее распространённым и проработанным. Достоинство этого метода заключается в простоте и точности, а недостаток – значительное число условий для использования;
4. Метод технико-экономических расчётов – метод, предполагающий проведение обоснования будущих действий на основе предварительного анализа и оценки необходимых затрат и выгод. Достоинством является субъективность расчётов, недостатком – сложность расчётов, необходимость в экспертной оценке результатов;
5. Метод экспертных оценок – базируется на мнении, которое закладывается специалистом или целым коллективом. Данное мнение должно быть основано на профессиональном, научном и практическом опыте. Такое мнение используется для определения спроса на товары, изменения цен, прогнозирования конкуренции и т.д. К достоинствам данного метода можно отнести простоту организации и возможность задействовать большие группы людей, а к недостатком относится субъективность и неполнота ответов респондентов;
6. Графические методы – эти методы позволяют визуализировать будущие действия при помощи графика, обеспечивают наглядность планов и удобство работы с ними. Достоинством считается наглядное представление на графиках изменений различных показателей в плановом периоде, недостатком же является ограниченное применение метода [1, стр. 245].
В ходе разработки плана вышеперечисленные методы планирования применяются в единстве и во взаимосвязи. Применение данных методов необходимо для постановки грамотного планирования на предприятии. Это обеспечит рациональных ход деятельности организации в действиях по достижению поставленных целей и задач.
Библиографический список
- Афанасьев В.Н., Ермеева Н. С., Лебедева Т. В., Основы бизнес-статистики: учебное пособие. – Оренбург: ОГУ, 2017. – 245 с.
- Башкатова Т.А., Костюкова Е. И., Совершенствование системы учёта на хлебопекарных предприятиях. – М.: Litres, 2018. – 168 с.
- Бекетова О.Н., Найденков В. И. Бизнес-планирование. – М.: Litres, 2017. – 196 с.