На данный момент, опыта развития мотивации в школьной программе колоссальное количество. Чтобы проанализировать весь накопленный объём собранной информации, потребуется большое количество времени. Но мы постараемся затронуть основные моменты. Оказалось, что динамика развития мотивации в школе не определяется возрастными особенностями. При стандартном обучение, как правило, в районе третьего класса у ученика возникает «Мотивационный вакуум», что приводит к потери познавательных мотивов и пропадает интерес к учебе. При экспериментальном обучении по программе В.В. Давыдова, такой ситуации не происходит. А наоборот происходит подъем познавательной мотивации, и не редко, данная мотивация переходит на более высокий уровень. Многие школьники начинают проявлять интерес не только к знаниям, но и к способности их получения в жизни. Исследование многих программ обучения показали, что формирование мотивации полностью зависит от содержания обучающей программы.
Исследования В.Ф. Моргуна подтверждают то, что мотивировать положительное отношение к тому или иному предмету можно как через содержание, так и через методы работы с ними. В данном случае имеет место мотивация процессом учения. Одним из не менее важных условий, связанных с организацией работы в малых группах В.Ф. Моргун заметил, что «большое мотивационное значение имеет принцип подбора учащихся при наборе в малые группы». Например, если объединить группу детей с нейтральным отношением к предмету и группу детей которые не любят данный предмет, то после совместных занятий первая группа учеников существенно повышает свой интерес к данному предмету. Если же объединить группу детей с нейтральным отношением с детьми, которые любят данный предмет, то отношение к предмету у первой группы не изменится. В этом же исследовании показано, что большую роль играет групповая сплоченность учащихся, которые работали малыми группами. Из-за этого при комплектовании данных малых групп необходимо учитывать не только успеваемость, общее развитие, но и желание самого ученика. При групповой работе малыми группами, в ее коллективе на первый план выходит отношение «Учитель- ученик», а не отношение между учащимися. Из-за не сплочённости коллектива в малых группах, что приводит к предмету резкому ухудшению отношения к предмету. И наоборот, в сплоченных группах интерес к предмету резко возрастал и составил с 12% подъем до 25%. Исследования М.В. Матюхиной доказали, что можно успешно создавать учебно-познавательную мотивацию, используя отношение между мотивом и целью деятельности.
Между мотивом и целями существуют весьма сложная связь. Наилучшими вариантом является движением от мотива к цели, т.е. когда мотив побуждает ученика стремится самостоятельно к заданной цели. В практике обучения таких ситуаций крайне мало. Обычно движение происходит от цели, данная учителем, к мотиву. В таких случаях главное, чтобы цель была источником мотивации, переродившись в мотив-цель. Но главное учесть, что ученик начальной школы плохо владеет умением цел положением. Дети осознано ставят на первый плат учебную деятельность. Однако сами не всегда видят те самые средства достижения заявленной цели. В ходе эксперимента, ученикам было предложено выполнить ряд заданий, за короткое время. Так же им дана была возможность выбирать порядок выполнения заданий. Оказалось, что только 19.3% учеников обнаружили целенаправленное поведение, 54.7% не справились с заданием, можно утверждать, что они потеряли цель, поставленную перед ними. Полученные данные говорят о том, что необходимо специально обучать учеников целеполаганию. М.В. Матюхина утверждает, что необходимо четко определять цель школьникам. Важно чтобы дети принимали непосредственное участие в постановке этих задач, анализе и обсуждения условий их достижения.
Библиографический список
- Ковылева Ю. Э. Развитие мотивации деятельности и ключевых компетентностей учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – № 1.
- Мыскин С. В., Сазонова С. Д., Вегержинская А. Л., Лозовая Е. В., Короткова О. С. Формирование системы мотивации учительского труда // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. – № 2
- Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. -№ 3.
- Новикова Е. И. Использование метода проекта на уроке информатики с целью повышения мотивации школьников // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. – № 2.
- Сиденко Е. А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании – 2010. -№ 5.
- Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -2010. – № 3.