В современном мире все больше развиваются международные связи, это не могло обойти сферу образования стороной. Ежегодно тысячи иностранцев приезжают в Россию для получения высшего образования. Студенты приезжают из разных частей мира и сталкиваются с проблемами различного характера, например это другие климатические условия, другая культура и традиции. Освоение новой культуры является стрессовой ситуацией, так как, не смотря на то, что у студента есть опыт, полученный в своей стране, условия жизни и обучения в России существенно отличаются, отсюда и появляются проблемы в социальной адаптации. В условиях, когда студент поступает обучаться в ВУЗ, который находится в его стране, адаптация проходит более спокойно, так как там все знакомое и понятное с детства. Другая ситуация, когда студент приезжает в другую страну и процесс его адаптации становится проблемным, даже для простых взаимоотношения с людьми требуется привлечение больших усилий. [1]
Проблемы адаптации иностранных студентов в российских ВУЗах можно разделить по следующим группам:
- Языковые барьеры – иностранный студент испытывает трудности в освоении русского языка, появляются некоторые сложности в понимании преподавателей и прохождении различных тестирований;
- Коммуникативные проблемы межличностного характера – студент испытывает сложности из за различий в культурных ценностях, менталитете.
- Проблемы подтверждения статуса и легализации – зачастую, иностранные студенты испытывают некоторые трудности пи посещении различных государственных учреждений, так же бывают случаи необоснованных проверок документов;
- Проблемы самореализации – иностранным студентам затруднительно найти работу в России, опять же из за языкового барьера, а так же из за недостаточной толерантности некоторых работодателей. [2]
Проблема адаптации иностранных студентов является важной и решать ее необходимо на первых месяцах обучения, к решению данной проблемы должны быть привлечены все структуры ВУЗа. Если не решать данную проблему, то у многих иностранных студентов могут появиться проблемы с освоением материала и в общем с успеваемостью. По мнению исследователя И.В. Ширяевой, «Адаптация студентов – иностранцев – это формирование устойчивой системы отношений ко всем компонентам педагогической системы, обеспечивающее адекватное поведение, способствующее к достижению целей педагогической системы».
Для преодоления трудностей в социальной адаптации иностранному студенту необходимо развивать ряд качеств:
- Самоконтроль, эмоциональная устойчивость – данные качества помогут студенту преодолеть многие трудности и предотвратят эмоциональные срывы;
- Коммуникабельность – благодаря данному качеству, может быть решена проблема языкового барьера и проблема в поиске новых друзей;
- Самостоятельность – данное качество поможет студенту в адаптации к жизни без помощи родных и далеко от родины;
- Способность к сотрудничеству – поможет избежать конфликтных ситуаций с преподавателями и другими студентами.
Кроме того не стоит забывать что не все зависит от самого иностранного студента, много зависит и от окружающего его общества. Стоит проявлять добрые качества и толерантность к иностранцам, для того чтобы они успешно адаптировались и смогли достичь поставленных целей. Так же взаимодействие с иностранными студентами приносит множество преимуществ, например новые интересные знакомства, получение новых знаний в области культуры других народов, межкультурный обмен.[1]
Библиографический список
- Тюрина Н.А., Фадина А.Г. Толерантность общества как условие успешной социальной адаптации иностранных студентов // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 2 (3). С. 343-346.
- Булганина С.В., Шкунова А.А. Исследование этико-когнитивных отношений в процессе обучения студентов вуза // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 140.