Научно – исследовательская деятельность приобретает все большее значение и перерастает в один из главных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.
Научно – исследовательская деятельность – это вид деятельность, который направлен на получение новых объективных научных знаний.
Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно рассматривать как проектирование совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и студентов. Под руководством педагогов студенты выполняют проектную, исследовательскую или творческую работу [1].
Подготовка студентов научно – исследовательской деятельности выражена в федеральных государственных стандартах и представляет собой обязательную составную часть модели специалиста высшего профессионального образования.
Можно выделить следующие преимущества научно – исследовательской деятельности:
1) размышление над общественными проблемами;
2) формирование значимых качеств личности;
3) развитие интеллектуальных умений студентов;
4) коллективная работа и сотрудничество преподавателя и студента.
Участие студентов в научно – исследовательской деятельности способствует развитию таких важных качеств личности как познавательный интерес, коммуникабельность, самостоятельность. Также участие в таком виде деятельности делает студентов конкурентоспособными, инициативными, самостоятельными в принятии различных решений. Приобретенные исследовательские навыки способствуют более быстрому формированию профессиональных качеств.
Научно – исследовательская деятельность студентов содержит в себе два элемента:
1) обучение студентов основам написания научно – исследовательских работ;
2) выполнение студентом научных исследований под руководством преподавателей.
Можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм научно-исследовательской деятельности студентов на учебных занятиях и во внеучебное время: написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; разработка проектов для получения ГРАНТов; факультативные формы обучения; научно–исследовательские кружки и др. [2].
Правильно спланированная и хорошо организованная научно – исследовательская деятельность студентов в процессе обучения выполняет следующие функции:
- Образовательная функция: овладение теоретическими и практическими знаниями.
- Мотивационная функция: развитие и повышение интереса к науке в процессе участия в научно – исследовательской деятельности.
- Организационно – ориентационная функция: формирование умения ориентироваться в литературных источниках, развитие умений правильно организовать и планировать свою деятельность.
- Аналитико – корректирующая функция: рефлексия студента, его самоанализ, совершенствование планирования и организации своей научно – исследовательской деятельности.
- Развивающая функция: развитие логического и творческого мышления, умение действовать в различных ситуациях.
Научно – исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии творческих и интеллектуальных способностей студентов, значительно увеличивается сфера информационного понимания и представления, формируются и совершенствуются различные познавательные способности, вырабатываются умения самостоятельно принимать решения и применять полученные знания на практике.
Библиографический список
- Фролова Н. В. Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 445-447. – URL https://moluch.ru/archive/55/7584/ (дата обращения: 08.12.2018).
- Чупрова, Л. В. Научно-исследовательская работа в образовательном процессе вуза//Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2016. –С. 380–383