В русской литературе неоднократно случался такой феномен, как стихотворение разных поэтов не только с одинаковым названием, но и с общей темой. И это явление считается обоснованным, поскольку разных авторов во все времена волнуют одни и те же вопросы, на которые трудно найти ответ.
Стихотворения Пушкина и Лермонтова объединены общей темой – поэт и поэзия. Оба авторы уверены, что нужно обладать даром, чтобы твоё творчество имело успех: «С тех пор, как вечный судия мне дал всевиденье пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока».
Лермонтов считает, что поэт, несущий истину людям, вечно одинок и не признан народом: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». Основная идея Пушкина в «Пророке» перекликается с Лермонтовской – утверждение пророческой миссии поэта «глаголом жечь сердца людей» [1].
Лирический герой Лермонтова страдает от нелегкой судьбы. Он нищий, наделенный даром. Среди обычных людей ему нет места, он одинок и вынужден терпеть насмешки: «Глупец, хотел уверить нас, что бог гласит его устами!». Лирический герой Пушкина – поэт, стоящий на перепутье, находящийся в духовном кризисе, но он выглядит величественно и торжественно [2].
Таким образом, несмотря на различные образы пророка у Лермонтова и Пушкина, лирические герои обоих писателей ставят перед собой единую цель: говорить людям всю правду об их реальной жизни.
Библиографический список
- Зверев А. Ф. Идея и образ пророка в русской поэзии (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.С. Соловьёв) // Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации. -2013. С. 45-48
- Мухаметшина Р. Ф. Три “пророка”: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Г. Тукай в контексте сопряжения культур // Литература в школе. №9. -2016. С.15-18