ПОЗИТИВНЫЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Быстрова Александра Андреевна
Московский педагогический государственный университет

Аннотация
В статье описаны исследования, проблемы детско- родительских отношений. Проведенный анализ исследования заключается в том, что современный ритм жизни и разрушение института семьи, ставят под угрозу нормальные детско-родительские отношения, что негативно сказывается на психологическом благополучие детей.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Быстрова А.А. Позитивные детско-родительские отношения как фактор развития психологического благополучия детей младшего школьного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88157 (дата обращения: 02.12.2024).

Главная роль в психологическом благополучии детей принадлежит семье.

С целью изучения проблемы детско- родительских отношений, в 2018 году были проведены исследования на выборке младших школьников и их родителей.

Задачей исследования являлось выявление связи детско-родительских отношений в семье и психического благополучия младших школьников.

В исследовании приняли участие:

Мальчиков – 13 (6 мальчиков – 8-ми лет и 7 мальчиков – 9-ти лет);

Девочек – 12 (7 девочек -9-ти лет и 5 девочек 8-ми лет);

12 детей воспитываются в полных семьях;

13 детей воспитываются в неполных семьях.

Нами была проведена диагностика психологического благополучия детей. По результатам теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, выявлены 6 детей с высоким уровнем тревожности. Результаты явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан), выявили тех же детей, который показали повышенный уровень тревожности по методике Р. Тэммла, М. Дорки,  В. Амена.

Далее диагностировалось эмоциональное состояние детей с помощью цветовой методики «Паровозик» (С.В.Велиевой). Высокий уровень негативного психического состояния выявлен у одного ребенка, у пятерых детей выявлен средний уровень негативного психического состояния.

На следующем этапе эксперимента нами исследовались детско-родительские отношения.

Высокие баллы по шкале «Отвержение» набрали родители четверых детей, у которых зафиксирован повышенный уровень тревожности и неблагополучного эмоционального состояния.

Родители «тревожных» детей обнаружили низкие баллы по шкале «Социальная желательность».

Мамы психологически неблагополучных детей не стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком, чему свидетельствуют низкие баллы по шкале «Симбиоз».

Родители «тревожных» детей требуют от них полного подчинения и выполнения всех требований, что отразилось в более высоких баллах по шкале «Авторитарная гиперсоциализация».

Так, 7 родителей относятся к своему ребенку как к неуспешному, неумелому, неудачнику, постоянно сравнивают его с другими детьми. Среди выявленных родителей 4 из 6 психологически неблагополучных детей.

Подводя итоги, можно отметить, что среди респондентов 16% отвергают своего ребенка, 20% требуют от ребенка беспрекословного подчинения, 20% считают своего ребенка неудачником. 32% родителей напротив явно с уважением относятся к личности ребенка и его самостоятельным проявлениям. 20% родителей ощущают себя единым целым с ребенком, что проявляется в излишней опеке.

На следующем этапе исследования, мы постараемся доказать зависимость психологического неблагополучия ребенка от стиля детско-родительских отношений, с помощью проведенного корреляционного анализа.

В результате корреляционного анализа выявлена средняя зависимость (0,696) уровня тревожности ребенка от отвержения его непринятия его своими родителями. Проведенный корреляционный анализ тревожности (CMAS) детей по методике Прихожан и отвержением родителями своего ребенка выявил сильную положительную зависимость (0,751).

Существует сильная отрицательная корреляция (-0,749) между заинтересованностью родителей в личностном развитии ребенка и уровнем его тревожности.

Корреляционный анализ по методике Прихожан также выявил сильную отрицательную зависимость между показателями тревожности детей и заинтересованностью родителей в их личностном и социальном развитии (-0,858).

Проведенный анализ показал среднюю отрицательную корреляцию между показателями детской тревожности и симбиотическими взаимоотношениями, выстраиваемыми со стороны родителей (-0,630).

По методике прихожан выявлена сильная (-0,713) отрицательная зависимость между симбиотическими отношениями со стороны родителей и тревожностью детей.

Данные корреляционного анализа выявили сильную положительную корреляцию (0,861) между уровнем тревожности детей и авторитарной позицией в диаде «родитель-ребенок».

Сравнение данных методики Прихожан подтверждают сильную положительную корреляцию между тревожностью детей и авторитарностью родителей (0,913).

Выявлена средняя положительная корреляция (0,669) между тревожностью детей и отношением к ребенку как к маленькому неудачнику со стороны родителей.

По методике Прихожан выявлена сильная положительная корреляция (зависимость) (0,840) между показателями тревожности со стороны детей и отношением родителей к ребенку как к маленькому неудачнику.

Выявлена сильная взаимосвязь (0,749) между эмоциональным неблагополучием детей и отвержением их со стороны родителей.

Выявлена средняя отрицательная корреляция (-0,657) между психологическим неблагополучием детей и отношением к ребенку как к личности со стороны родителей.

Выявлена средняя отрицательная корреляция (-0,657) между психологическим неблагополучием детей и симбиотическим отношением к ним со стороны родителей.

Выявлена сильная положительная корреляция (0,775) между психологическим неблагополучием ребенка и авторитарной позицией его родителей.

Выявлена средняя положительная корреляция (0,551) между психологическим неблагополучием ребенка и отношением родителей к нему как к маленькому неудачнику.

Таким образом, мы считаем, что существует взаимосвязь между психологическим благополучием детей (младших школьников), и позитивными детско-родительскими отношениями.


Библиографический список
  1. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. – М: ВЛАДОС, 2008. – 367 с.
  2. Анисимов В.А. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития//Дошкольное воспитание, 2010. – № 3. – С. 13-17.
  3. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. 2013. Т. 6, № 4. С. 4–13.
  4. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. … канд. психол. наук. Томск: ТГУ, 2002. 28 с.
  5. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2010. – 255 с.
  6. Джеральд Остер, Патриция Гоулд. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М, 2011
  7. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2015.
  8. Дубовец С. Развитие эмоций у детей//Дошкольное воспитание, 2018. – № 1. – С. 59-63.


Все статьи автора «Быстрова Александра Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: