Экономические условия деятельности хозяйствующих субъектов изменяются, развиваются информационные технологии. Всё это требует постоянного совершенствования различных стратегий и методов планирования и управления коммерческой деятельностью. Можно сказать, что эффективность деятельности любой торговой организации в основном обеспечивается реализацией комплекса некоторых мероприятий организационно-технического, экономического, а также правового характера. Важное место при этом следует отводить выработке обоснованных управленческих решений, учету факторов, которые влияют на эффективность управления закупками.
Управление закупками включает в себя выбор эффективной стратегии коммерческой деятельности, а также различных маркетинговых стратегий и подходящего метода управления закупками. К основным стратегиям коммерческой деятельности организации можно отнести следующие:
- стратегия, основанная на поиске материальных ресурсов, зависящем от количества поставщиков – один, два или множество;
- стратегия, которая учитывает объект закупки;
- закупка товаров определённого вида, а также товаров определенного ассортимента;
- стратегии, зависящие от географической зоны охвата
- локальные и глобальные закупки;
- стратегии, которые учитывают время поставки, ими являются:
а) своевременная стратегия, то есть закупка материальных ресурсов до момента их непосредственного использования, которая требует надежных поставщиков, чтобы те обеспечивали организацию материальными ресурсами высокого качества в указанный срок;
б) стратегия форвардной сделки, которая проявляется в приобретении материальных ресурсов вперёд с отсрочкой поставки, в результате которого предприятие страхует себя от возможного повышения цен;
в) стратегия осреднения цены, то есть осуществление закупок с фиксированными в году интервалами, например, раз в квартал, по цене, являющейся средней за интервал.
Основные факторы, которые определяют стратегии закупки ресурсов производственного предприятия, можно подразделить на три основные группы: ресурсные, закупочные и поставщика.
Ресурсные факторы определяются, прежде всего, производственно-технологическими, техническими, эксплуатационными и иными характеристиками ресурсов, а также их ценами. К этой группе факторов также следует отнести важную для промышленной среды составляющую – содержание и условия обслуживания.
Закупочные факторы определяются условиями и надежностью, ритмичностью и временем поставок, объемами (размерами) заказа, условиями платежа.
Факторы поставщика определяются степенью его конкурентоспособности, то есть конкурентным потенциалом в целом и отдельными составляющими, а также организационно-правовым статусом поставщика.
В зависимости от потребительских свойств товаров, а также уровня их подготовленности к продаже, используемой на предприятии системы доставки товаров в магазины, а также применяемых экономических форм продажи, в пределах осуществления закупочной деятельности торговой организации можно выделить ещё три основные стратегии торгового и технологического процессов.
• Первая стратегия наиболее сложна, но применяется чаще. Она предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, а также подготовку к продаже и, соответственно, саму продажу.
• Вторая стратегия предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение и продажу.
• Третья стратегия включает в себя разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, и продажу. При этом в магазинах, которые применяют продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания наиболее сложен, нежели в магазинах самообслуживания.
Следует заметить, что какая-либо одна стратегия в пределах одного магазина применяется довольно редко. Гораздо чаще в магазинах одновременно действуют все три схемы.
Библиографический список
- Прушковская, Е. Е. Использование методологии маркетинга при осуществлении коммерческой деятельности по оптовым закупкам [Текст] / Е. Е. Прушковская // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2006. – № 2. – С. 88–91.
- Тарасова, Е. Е. Совершенствование управления коммерческой деятельностью организаций потребительной кооперации на основе логистического и маркетингового подходов [Текст] :монография / Е. Е. Тарасова, О. А. Муратова. – Белгород : Кооперативное образование, 2005. – 237 с
- Виноградова С. Н., Пигунова О. В. Коммерческая деятельность. Минск: Высшая школа, 2005.
Количество просмотров публикации: Please wait