Слово «квест» в переводе с английского языка означает «поиск ответов, поиск приключений». Этот контекст можно интерпретировать в качестве целенаправленного поиска чего-либо. Вместе с этим контекстом применяется для обозначения определенного типа компьютерных и реальных игр.
«Веб» или «вэб» – это некоторое интернет-пространство, соответственно веб-квест следует дословно перевести как «поиски в интернет сети». Понятие «веб-квеста» было введено Берни Доджем, являющимся профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего. Додж определяет веб-квест как модель вовлечения интернет-источников в процесс обучения и образования с целью наиболее успешного решения различного рода учебных задач. Начиная с середины девяностых годов десятки тысяч учителей по всему миру (в частности, можно назвать такие страны, как Бразилия, Испания, Китай, Австралия, Голландия) с энтузиазмом приняли веб-квест в качестве метода эффективного использования сети Интернет в учебном процессе, в то же время, привлекая учащихся к тем навыкам мышления, требуемые в XXI веке.[7, 8, 9].
Образовательный веб-квест как образовательная технология является проблемным заданием, которое сочетает в себе элементы ролевой игры. Для того, чтобы его выполнить, обучающиеся используют информационные ресурсы сети Интернет. По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов Интернета как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler) веб-квест наиболее сложен для обучающихся и обучающих. Веб-квест направлен на то, чтобы у обучающихся развивался навык аналитического и творческого мышления. Так, преподаватель, который создаёт веб-квест, вынужден обладать высоким уровнем предметной, методической, а также инфокоммуникационной компетенции. Тематика веб-квестов может быть совершенно разнообразной, разрабатываемые проблемные задания могут отличаться своей степенью сложности. В зависимости от изучаемого материала, результаты веб-квестов могут быть представлены при помощи устного выступления, но также доступны варианты компьютерной презентации, эссе, веб-страницы.
Отличительная черта образовательных веб-квестов – это то, что определенная часть или практически вся информация (смотря как поставлена задача) для работы учащихся (самостоятельной / групповой) размещается на различного рода веб-сайтах. Кроме того, результатом деятельности обучающихся является не только публикация работ, которые созданы также в виде веб-страниц и веб-сайтов, но и создание своих собственных веб-квестов.
Веб-квесты популярны при помощи своего нетрадиционного формата в организации учебного времени, а также увлекательного информационного контента. Как показывает практика, веб-квест положительным образом воздействует на деятельность обучающихся и способствует тому, что у них происходит формирование следующих компетенций:
- Использование информационных технологий с целью выполнения указанных задач;
- Самостоятельность в обучении, а также организации процесса обучения;
- Работа в команде;
- Способность находить большее количества способов и методов решений различного рода проблемных ситуаций, выделять оптимального варианта, обосновывать принятые решения;
- Опыт выступлений на публике.
Тематический образовательный веб-квест подразумевает квест, имеющий информационную составляющую, которая определяет содержание учебной темы, цели и задачи обобщающе-систематизирующего этапа её изучения, а также предполагает выполнение заданий, которые способствуют развитию познавательной самостоятельности студентов. Особую роль веб-квесты играют в формировании абстрактного, критического, аналитического мышления у студентов.
Веб-квест как образовательная технология способствует эффективному решению целого ряда практических задач, потому что в процессе работы над веб-квестом развивается ряд вышеперечисленных компетенций.
В ходе организации учебной работы над веб-квестами реализуются следующие цели обучения:
1. Образовательная цель обучения, подразумевающая вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс обучения. Сюда также можно отнести организацию индивидуальной и групповой деятельности обучающихся и выявление умений и способностей работать самостоятельно по заранее заданной теме;
2. Воспитательная цель обучения, подразумевающая развитие таких качеств как толерантность, личная ответственность за выполнение выбранной работы, эстетическое восприятие.
Библиографический список
- Информационные технологии в обучении языку [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php,
- Напалков С.В. О видовом многообразии Web-квестов в образовательном процессе // Культура и образование. – Декабрь 2014. – № 12 [Электронный ресурс]: URL: http://vestnik?rzi.ru/2014/12/2740 (дата обращения: 30.12.2016).
- Дворяткина С.Н. Методология математического моделирования как эффективное средство синергии знаний в контексте диалога культур // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 90-94.
- Василенко А.В., Десятирикова Л.А. Система критериев сформированности готовности будущих учителей к использованию компьютерных средств в процессе обучения математике // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-4. – С. 817-821.
- Нестерова Л.Ю., Напалков С.В. Об организации проектной деятельности студентов высшей школы с применением специализированных рабочих тетрадей // Образовательные технологии. – 2016. – № 3. – С. 17-26.