ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕБ-КВЕСТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Слюзнева Ксения Валерьевна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Данная статья посвящена образовательной технологии, которая всё больше набирает популярность в настоящее время – технология веб-квестов. В данной статье отражена этимология понятия, дано его определение, выделены отличительные черты, а также компетенции, которые формирует данная технология, и какие цели обучения она реализует.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. Образовательный веб-квест как педагогическая технология // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88151 (дата обращения: 18.04.2024).

Слово «квест» в переводе с английского языка означает «поиск ответов, поиск приключений». Этот контекст можно интерпретировать в качестве целенаправленного поиска чего-либо. Вместе с этим контекстом применяется для обозначения определенного типа компьютерных и реальных игр.

«Веб» или «вэб» – это некоторое интернет-пространство, соответственно веб-квест следует дословно перевести как «поиски в интернет сети». Понятие «веб-квеста» было введено Берни Доджем, являющимся профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего. Додж определяет веб-квест как модель вовлечения интернет-источников в процесс обучения и образования с целью наиболее успешного решения различного рода учебных задач. Начиная с середины девяностых годов десятки тысяч учителей по всему миру (в частности, можно назвать такие страны, как Бразилия, Испания, Китай, Австралия, Голландия) с энтузиазмом приняли веб-квест в качестве метода эффективного использования сети Интернет в учебном процессе, в то же время, привлекая учащихся к тем навыкам мышления, требуемые в XXI веке.[7, 8, 9].

Образовательный веб-квест как образовательная технология является проблемным заданием, которое сочетает в себе элементы ролевой игры. Для того, чтобы его выполнить, обучающиеся используют информационные ресурсы сети Интернет. По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов Интернета как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler) веб-квест наиболее сложен для обучающихся и обучающих. Веб-квест направлен на то, чтобы у обучающихся развивался навык аналитического и творческого мышления. Так, преподаватель, который создаёт веб-квест, вынужден обладать высоким уровнем предметной, методической, а также инфокоммуникационной компетенции. Тематика веб-квестов может быть совершенно разнообразной, разрабатываемые проблемные задания могут отличаться своей степенью сложности. В зависимости от изучаемого материала, результаты веб-квестов могут быть представлены при помощи устного выступления, но также доступны варианты компьютерной презентации, эссе, веб-страницы.

Отличительная черта образовательных веб-квестов – это то, что определенная часть или практически вся информация (смотря как поставлена задача) для работы учащихся (самостоятельной / групповой) размещается на различного рода веб-сайтах. Кроме того, результатом деятельности обучающихся является не только публикация работ, которые созданы также  в виде веб-страниц и веб-сайтов, но и создание своих собственных веб-квестов.

Веб-квесты популярны при помощи своего нетрадиционного формата в организации учебного времени, а также увлекательного информационного контента. Как показывает практика, веб-квест положительным образом воздействует на деятельность обучающихся и способствует  тому, что у них происходит формирование следующих компетенций:

  1. Использование информационных технологий с целью выполнения указанных задач;
  2. Самостоятельность в обучении, а также организации процесса обучения;
  3. Работа в команде;
  4. Способность находить большее количества способов и методов решений различного рода проблемных ситуаций, выделять оптимального варианта, обосновывать принятые решения;
  5. Опыт выступлений на публике.

Тематический образовательный веб-квест подразумевает квест, имеющий  информационную составляющую, которая определяет содержание учебной темы, цели и задачи обобщающе-систематизирующего этапа её изучения, а также предполагает выполнение заданий, которые способствуют развитию познавательной самостоятельности студентов. Особую роль веб-квесты играют в формировании абстрактного, критического, аналитического мышления у студентов.

Веб-квест как образовательная технология способствует эффективному решению целого ряда практических задач, потому что в процессе работы над веб-квестом развивается ряд вышеперечисленных компетенций.

В ходе организации учебной работы над веб-квестами реализуются следующие цели обучения:

1. Образовательная цель обучения, подразумевающая вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс обучения. Сюда также можно отнести организацию индивидуальной и групповой деятельности обучающихся и выявление умений и способностей работать самостоятельно по заранее заданной теме;

2. Воспитательная цель обучения, подразумевающая развитие таких качеств как толерантность, личная ответственность за выполнение выбранной работы, эстетическое восприятие.


Библиографический список
  1. Информационные технологии в обучении языку [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php,
  2. Напалков С.В. О видовом многообразии Web-квестов в образовательном процессе // Культура и образование. – Декабрь 2014. – № 12 [Электронный ресурс]: URL: http://vestnik?rzi.ru/2014/12/2740 (дата обращения: 30.12.2016).
  3. Дворяткина С.Н. Методология математического моделирования как эффективное средство синергии знаний в контексте диалога культур // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 90-94.
  4. Василенко А.В., Десятирикова Л.А. Система критериев сформированности готовности будущих учителей к использованию компьютерных средств в процессе обучения математике // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-4. – С. 817-821.
  5. Нестерова Л.Ю., Напалков С.В. Об организации проектной деятельности студентов высшей школы с применением специализированных рабочих тетрадей // Образовательные технологии. – 2016. – № 3. – С. 17-26.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация