Д. И. Старцев – земский врач, полный сил и энергии, интеллигентный, приятный в общении, постепенно превращается в толстого, ленивого дельца, одержимого страстью к накопительству, злого и раздражительного по отношению к окружающим. Чехов не называет конкретных причин «несчастья», но, очевидно, в этом виновата пошлая, обывательская среда города С., так и он сам [1].
Дмитрий Ионович Старцев самоотверженно трудился в больнице, но вскоре понял, что его деятельность бессмысленна, больных становится меньше, надо заводить частную практику, чтобы жить в материальном благополучии. Так произошло первое отступление человеческого начала в докторе. Старцев терпит крах и в любви. Дмитрий Ионович воздвигает вокруг себя некую крепость, футляр, защищающий его от потрясений. Лучше всего эту роль выполняли деньги: Ионыч копит их. Неуловимо для читателей произошло перерождение доктора Старцева в Ионыча. Физическим показателем его деградации становится его увеличивающаяся полнота. Тяжелеет тело, душа и мысли. Уже не хочется никуда стремиться, что-то делать, о чём-то задумываться, гораздо проще наслаждаться тем, что есть: вкладывать заработанные деньги в дома, играть в винт, пересчитывая вечерами выигрыш [2].
Рассказ «Ионыч» – история души персонажа, превратившая человека в обывателя. Для Чехова – это самый страшный диагноз, приговор. Изменив внутренним идеалам, остановившись в развитии, человек убивает свою душу и делает мёртвым всё вокруг.
Библиографический список
- Дыханова Б. С. Утрата без обретений (Эстетическая информативность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”) // Вестник воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. №2. -2004. С. 19-22
- Ларионова М. Ч. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» в свете русской традиционной культуры // Проблемы истории, филологии, культуры. №4 (30). -2010. С. 164-172
Количество просмотров публикации: Please wait