ПРИНЦИПЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ВИДАХ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Данная статья посвящена анализу принципов, на которых базируется технология формирования критического мышления у обучающихся, в том числе в сфере профессионального образования.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л. Принципы критического мышления, основанные на специфических видах мыслительной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88148 (дата обращения: 23.09.2024).

Как и любая другая, технология развития критического мышления имеет свои собственные принципы построения, которые основаны на специфических видах мыслительной деятельности человека. Рассмотрим реализацию каждого из них.

1. Принцип, выражающийся в насыщенности информацией в учебном и практическом материале для нахождения аргументов, доказательств или опровержений, которые на конкретных фактах, источниках, данных. Целью данной стратегии является побуждение студентов отслеживать собственное понимания читаемой информации, и при этом использовать определенную маркировку. Чаще используется система пометок, которая была предложена И.О. Загашевым и С.И. Заир-Бериком. После прочтения и уточнения своих знаний, а также поиска ответов на вопросы, следует осуществить возврат к прочитанному с целью осмысления материала, а также убеждения в его понимании.

2. Принцип социальной обусловленности предмета осмысления. Вследствие того, что критическое мышление является мышлением социальным, подбор проблем, задач, а также тем для обсуждения необходимо осуществлять с учётом этого его свойства. Вместе с требованиями профессиональных задач, которые должен решать специалист, также есть требования к его общему умственному развитию, к его компетенциям, выражающимся в понимании сути проблемы применительно не только к профессиональной деятельности, но также и к определённым социальным условиям, к его способности видеть различного рода оптимальные методы решения возникающих в обществе проблем, а также выходить на практические задачи, осуществлять прогнозирование.

3. Принцип коммуникативности в процессе развития технологии критического мышления.

Критическое мышление является мышлением индивидуальным и самостоятельным, но чаще оно проявляется в различных спорах, дискуссиях, а также при обсуждениях и публичных выступлениях. Вследствие вышесказанного, можно сказать, что  для того, чтобы успешным образом  сформировать данный тип мышления, нужно понимать, что решающую роль здесь играют именно коммуникативные навыки участников осмысления проблемы.

4. Принцип проблемности содержания материала.

Данный принцип – один из основных при построении технологии, которая должна формировать критическое мышление, потому что проблемное и критическое мышление связаны их общими свойствами, методами, а также приёмами обучения. Реализация упомянутого принципа осуществляет обеспечение формирования умения самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. Тогда данное умение выражается в выдвижении гипотезы, поиску или изобретению способа её проверки, аспекты и этапы решения.

5. Мотивационный принцип.

Мотивация является побуждением к работе с информацией, формированием повышенного интереса к теме, вызова на поверхность знаний по изучаемой по теме, потребности в дальнейшем процессе расширения информационного поля. Главным отправным пунктом мыслительной деятельности вообще и проявления критического мышления в особенности является рефлексия деятельности. Она может быть применена успешно лишь в том случае, когда человек мотивирован в знании, понимании, осмыслении и установлении истины или получении результата. В противном случае, ни о каком критическом мышлении не может идти и речи. Обучающиеся, имея разносторонние знания, а также определённый социальный опыт, должны быть способными усваивать интегративные знания и умения, трансформирующиеся в компетенции при наличии мотивационных установок, а также неотрицательного отношения к активной трудовой деятельности.

6. Принцип научности, достоверности, а также доступности получаемой информации.

Из философии науки, если говорить кратко и простым языком, известно то, что научное знание базируется на принципе, выражающемся в том, что нет абсолютно достоверных теорий и положений, и любая информация должна быть подвержена критическому анализу и оценке, любое суждение должно проверяться.

Так, способность и умение давать оценку достоверности получаемой информации относится и к критическому мышлению. У обучающегося должно развиваться умение, заключающееся в определении понятийного аппарата, нахождении путей поиска новых знаний.

7. Принцип преемственности обучения мышлению.

Различного рода многочисленные эксперименты, связанные с обучением молодёжи и взрослых свидетельствуют о том, что развитие критического мышления людей возможно в любом возрасте, а также без специального предварительного обучения, потому что многие навыки формируются при традиционном обучении. Всё же, эффективность этого процесса и его результат наиболее значимы при системном, последовательном обучении такому виду мыслительной деятельности на всех образовательных уровнях.

Одним из главных показателей качества профессионального образования в контексте его модернизации является компетентность обучающегося специалиста, оценка которого происходит не по определенной сумме знаний и умений, а именно по умению человека осуществлять мобилизацию в конкретной ситуации полученных знаний и опыта. Технология формирования критического мышления должна служить общим руководством для обучающего преподавателя, который перед каждым занятием выбирает адекватные поставленным целям и задачам методы, конкретные методы обучения, а также формы организации деятельности и оценки результатов на лекции, семинаре, практическом занятии. Общепрофессиональные компетенции, которые подходят к направлению подготовки, должны способствовать обеспечению подготовленности выпускника к решению профессиональных задач.


Библиографический список
  1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Русский  язык. – 2014. – № 29. – URL: www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm
  2. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2015.


Все статьи автора «Жидков Алексей Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: