ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДЕЛОВОЙ ИГРЕ

Лемешева Елена Игоревна
Московский педагогический государственный университет
магистр психолого-педагогического образования, Факультет педагогики и психологии

Аннотация
Рассмотрены основные аспекты теории А.А. Вербицкого, которые могут и должны быть положены в основу реализации принципа диалогического общения и взаимодействия в рамках деловых игр. Отмечена необходимость стимулирования творческих способностей обучающихся, развития их умения обосновывать собственные позиции, отыскивать компромисс.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лемешева Е.И. Принцип диалогического общения и взаимодействия в деловой игре // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88048 (дата обращения: 15.03.2024).

Современная отечественная система высшей школы  – это коммуникативный процесс,  процесс корреляции  между двумя системами:  «донором информации»  -  субъектом,  знание инспирирующим и позиционирующим, и  субъектом, эту информацию воспринимающим.

Образование – есть коммуникационные взаимодействия в  двусторонней системе, конечная цель которой – сформировать  определенный ценностно-оценочный ценз, своеобразное «мерило», позволяющее современному человеку, человеку «информационного» общества дифференцировать и структурировать все многообразие получаемой им информации.

Фактически речь идет о  развитии т.н. компетентностного подхода и контекстного обучения, принципы которого  были, кроме прочего, сформулированы в рамках  теории проектно-контекстного обучения А.А. Вербицкого и  создают систему базисов реализации диалогического общения и взаимодействия в деловой игре.

Тезисно определим данные принципы.

Во-первых,   максимизация степени вовлечения обучаемого в учебную деятельность. Важно, чтобы обучаемые не просто механически воспринимали доносимый до них материал программы, но и испытывали познавательный интерес, стремились к тому, чтобы максимально расширить свой «багаж знаний».  Педагогу следует стремиться к тому, чтобы его занятия  позволяли каждому проявить свою инициативу, к тому, чтобы помимо освоения обязательной программы, ученики  были ориентированы к постоянному саморазвитию, творческому росту, к познанию.

Во-вторых, формирование некоторой моделируемой среды  -  в том числе и главным  образом посредством организации деловых игр – которая бы эффективно имитировала реальны формы и условия деятельности (в том числе и будущей профессиональной).

Среда должна быть  способной максимально возможным образом  имитировать конкретную практику, систему трудностей, условий, ресурсов и их ограничений, который  могут сформироваться  на практике.

В-третьих,   принцип проблемности: в процессе взаимодействия в рамках деловой игры диалог должен быть ориентирован на то, что определить сущность анализируемых проблем (причины, факторы  и т.д), а также  очертить круг потенциально эффективных способов их разрешения с учетом минимизации  издержек и максимизации эффективности.

В-четвертых, принцип ведущей  -  доминантной -   роли совместной деятельности.[2] В процессе диалогического общения, осуществляемого в рамках деловой игры, всем задействованным в ней  сторонам следует быть ориентированными на конструктивный диалог, на обмен точками зрения, мнениями, позициями.

Важно, чтобы каждый имел возможность не только обосновать собственную позицию, но и в процессе диалога, некоторой дискуссии, проанализировать  точки зрения  прочих участников. Вместе с тем,  принципиально:  партнерские отношения, взаимоуважение -  основа продуктивного  диалога, реализуемого как естественный элемент деловых игр.

При этом, полагаем, эффективным представляется актуализировать практику использования  методологии «мозгового штурма», когда   в рамках отыскания потенциально эффективных способов разрешения того или иного кейса  (практической ситуации и т.д.)  участники могут вербализировать абсолютно разные идеи, тезисы, предположения, даже если они на первый взгляд выглядят алогично.

Осуждение, критика  -  изначально табуированы, допустимо  и приветствуется осуществление в дальнейшем логического анализа высказанных предположений, их обоснований.

Важным  представляется  организовать специфическую атмосферу,  коммуникативную среду, в рамках которой каждый бы чувствовал себя свободным в выражении собственного мнения, не   опасался бы быть раскритикованным.  Диалог, коллективная форма работы должна осуществляться в  рамках конструктива, открытости, взаимного уважения.

Безусловно, данный аспект требует максимального участия со стороны всех взаимодействующих сторон, главным образом модератора –  педагога.

В-пятых, принцип преемственности традиционных и новых педагогических технологий[1]. Полагаем, что эффективный педагог, коуч, тренер главным образом в профессиональной своей деятельности, в ежедневном труде должен стремиться реализовывать баланс инновационных и традиционных форм, методов и средств обучения.

В рамках деловой игры важно умение слушать и слышать учеников: сегодня в информационную эпоху  часто кажется, что  пропасть между поколениями  колоссальна, что она увеличивается. Однако  эффективный педагог способен  заинтересовать учеников, найти тот способ подачи материала, который был бы  воспринимаем, интересен.

Важно, чтобы каждый из участников рассматриваемого процесса был способен  дистанцироваться от традиционных, шаблонных, типизированных форм и решений, обнаружить потенциал инновационных методов.

В–шестых, принцип единства обучения и воспитания профессионала.  В рамках деловой игры  происходит моделирование круга универсальных ситуаций, элементы которых  осуществляются в реальной практической трудовой деятельности.  Следует мотивировать каждого обучающегося к тому, чтобы он самостоятельно «добывал»  знания, анализировал информацию, формировал собственную точку зрения, которую мог бы презентовать и обосновать.

Педагог должен  организовать исследовательский процесс таким образом, чтобы не  только максимально возможным образом вовлечь в него воспитанников и сформировать у них некоторое понимание сущности и природы объектов исследования, но актуализировать «познавательный интерес», стимулировать  стремление к дальнейшей  (самостоятельной, при помощи родителей, педагогов)  деятельности. Роль педагога -  выработать у воспитанников стремление к познанию, к экспериментированию, стимулировать самостоятельную «познавательную инициативу».

Какие требования нужно предъявлять к педагогу контексте данного компонента – «исследовательского» обучения?

Во-первых, способность к четкому, логичному, ориентированному в контексте  конкретной возрастной «планки»  воспитанников изложению теоретического материала, который является неким «фундаментом» процессов исследования. Важно донести материал максимально доступно, при  этом  -  уже на этой стадии  -  создать некий «исследовательский импульс».[4]

Во-вторых,  умение организовать коллектив воспитанников таким образом, чтобы каждый из них мог получить собственный, совершенно уникальный  исследовательский опыт. Важно уметь вовлечь обучаемого в процессы исследования, направить его таким образом, чтобы  данные процессы воспринимались им с большим вниманием, интересом.

В-третьих, умение на системной основе осуществлять мониторинг процессов исследования, реализуемых обучаемыми, умение  четко, логично обосновать те или иные  потенциальные ошибки, сложности.[4]

Обобщая все сказанное, отметим: современный образовательный процесс в высшей школе детерминирован не только формированием круга теоретических знаний, но и структурированием некоторого «практического навыка», когда обучаемые   вырабатывают умение своевременно и во всей полноте  использовать имеющийся у них «теоретический фундамент»  в процессе решения практических задач. Возникает некоторая совокупность  значимых компетенций. Именно такой подход максимальный образом «сближает» теорию и практику, что особенно ценно в разрезе обучения в высшей школе как специалистов наиболее высокой квалификационной ступени.

Таким образом, осуществление диалогического общения   взаимодействия в рамках деловой игры детерминировано системой выше определенных А.А. Вербицким принципиальных положений, которые должны составлять целостную систему.


Библиографический список
  1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: ИЦ ПКПС, 2004.
  2. Вербицкий А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии, 1987, №5. С. 31-39.
  3. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, тенденции, проблемы развития. М., 2016
  4. «Педагогика» А. Г. Ряписова, Ж. Н. Истюфеева. – Новосибирск : НГПУ, 2014.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лемешева Елена Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация