Расценивая образовательное право как комплексную отрасль права, следует исследовать своеобразие тех отношений, которые подвергнуты урегулированию образовательным правом, а также исследовать способы возможного влияния на них. Другими словами, следует проанализировать предмет и метод образовательной отрасли. Как и другие самостоятельные отрасли, образовательная отрасль имеет неоднородный предмет [1].
Образовательное право регулирует следующие ключевые группы общественных отношений:
1) отношения, возникающие по поводу лицензирования, аккредитации или аттестации деятельности образовательного учреждения. Эти отношения, регулирующиеся административным правом, складываются органами государства и образовательным организациями;
2) отношения, возникающие посредством финансового регулирования образовательной организации, которые соответственно управляются финансовым правом;
3) отношения, образующиеся при реорганизации или ликвидации образовательного учреждения, регулирующиеся гражданским правом;
4) отношения, связывающие образовательное учреждение и преподавателей взаимными трудовыми правами и обязанностями. Для работников этой сферы разрабатываются общие и специальные правила труда. Общие распространяются на всех, а специальные исключительно для преподавателей, осуществляющих воспитательную роль. К таким правилам относят, например, льготы, гарантии, исключительные основания для увольнения и другие;
5) отношения, возникающие между образовательной организацией и воспитанниками по вопросам аттестации, учебного процесса или приёма на обучения и т.д. Здесь можно проследить некоторое деление, например, детям с ОВЗ предоставляется специальная стипендия. Широкое распространение обрели возмездные отношения, регулирующиеся гражданским правом [2].
Итак, педагогическими можно объявить отношения, связанные между воспитанниками и образовательными организациями (в лице педагогов, преподавателей), образующиеся в границах образовательного процесса, нацеленного на обучения и воспитания обучающихся.
Теперь рассмотрим метод общественных отношений.
Метод представляет собой сочетание приемов и способов контроля общественных отношений.
Общеправовыми способами регулирования признаются запрет (воздержание от каких-либо действий), дозволение (действие определённым образом), обязывание (действие в пользу другого) и правомочие (право требования от других) [3].
Метод нормативного регулирования образовательных отношений — это определенный способ влияния права на образование.
В ряде наиболее индивидуальных особенностей метода нормативно-правового регулирования рассматриваемо отрасли права необходимо отметить:
1) возможность получения общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего и начального профессионального образования.
2) использование императивного и диспозитивного методов;
3) комплекс правового регулирования на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, а также локальном уровне;
4) равенство и разделение правового регулирования отношений образовательной отрасли;
5) совокупность контроля качества образования со стороны государства, автономности образовательных организаций, свободы и плюрализма в образовании;
6) особенность правоприменительной функции в связи с текущей, а потом итоговой аттестации воспитуемых;
7) использование юридической ответственности вследствие неправомерных действий на отношения в сфере образования, а также вследствие нарушения порядка в той же сфере.
Библиографический список
- Спиридонова Наталия Юриевна Система правового регулирования отношений в сфере образования // Вестник ЧГУ. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-pravovogo-regulirovaniya-otnosheniy-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 20.11.2018);
- Ильина Оксана Михайловна Правовое регулирование права на образование детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации // Вестник ПАГС. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-prava-na-obrazovanie-detey-invalidov-v-subektah-rossiyskoy-federatsii-1 (дата обращения: 20.11.2018);
- Борисенко Людмила Валентиновна Метод административно-правового регулирования в сфере государственного управления системой образования // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-v-sfere-gosudarstvennogo-upravleniya-sistemoy-obrazovaniya (дата обращения: 20.11.2018).
Количество просмотров публикации: Please wait