ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Кокарева Марина Евгеньевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Шамина Екатерина Максимовна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В данной статье проанализированы общественные отношения, возникающие в сфере образование, которые становятся предметом правового регулирования. Кроме этого, исследованы методы нормативно-правового урегулирования общественных образовательных отношений, среди которых запрет, обязывание, дозволение и правомочие.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кокарева М.Е., Торопова А.И., Шамина Е.М., Мочалова А.С. Предмет и метод правового регулирования в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88039 (дата обращения: 18.04.2024).

Расценивая образовательное право как комплексную отрасль права, следует исследовать своеобразие тех отношений, которые подвергнуты урегулированию образовательным правом, а также исследовать способы возможного влияния на них. Другими словами, следует проанализировать предмет и метод образовательной отрасли. Как и другие самостоятельные отрасли, образовательная отрасль имеет неоднородный предмет [1].

Образовательное право регулирует следующие ключевые группы общественных отношений:

1) отношения, возникающие по поводу лицензирования, аккредитации или аттестации деятельности образовательного учреждения. Эти отношения, регулирующиеся административным правом, складываются органами государства и образовательным организациями;

2) отношения, возникающие посредством финансового регулирования образовательной организации, которые соответственно управляются финансовым правом;

3) отношения, образующиеся при реорганизации или ликвидации образовательного учреждения, регулирующиеся гражданским правом;

4) отношения, связывающие образовательное учреждение и преподавателей взаимными трудовыми правами и обязанностями. Для работников этой сферы разрабатываются общие и специальные правила труда. Общие распространяются на всех, а специальные исключительно для преподавателей, осуществляющих воспитательную роль. К таким правилам относят, например, льготы, гарантии, исключительные основания для увольнения и другие;

5) отношения, возникающие между образовательной организацией и воспитанниками по вопросам аттестации, учебного процесса или приёма на обучения и т.д. Здесь можно проследить некоторое деление, например, детям с ОВЗ предоставляется специальная стипендия. Широкое распространение обрели возмездные отношения, регулирующиеся гражданским правом [2].

Итак, педагогическими можно объявить отношения, связанные между воспитанниками и образовательными организациями (в лице педагогов, преподавателей), образующиеся в границах образовательного процесса, нацеленного на обучения и воспитания обучающихся.

Теперь рассмотрим метод общественных отношений.

Метод представляет собой сочетание приемов и способов контроля общественных отношений.

Общеправовыми способами регулирования признаются запрет (воздержание от каких-либо действий), дозволение (действие определённым образом), обязывание (действие в пользу другого) и правомочие (право требования от других) [3].

Метод нормативного регулирования образовательных отношений — это определенный способ влияния права на образование.

В ряде наиболее индивидуальных особенностей метода нормативно-правового регулирования рассматриваемо отрасли права необходимо отметить:

1) возможность получения общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего и начального профессионального образования.

2) использование императивного и диспозитивного методов;

3) комплекс правового регулирования на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, а также локальном уровне;

4) равенство и разделение правового регулирования отношений образовательной отрасли;

5) совокупность контроля качества образования со стороны государства, автономности образовательных организаций, свободы и плюрализма в образовании;

6) особенность правоприменительной функции в связи с текущей, а потом итоговой аттестации воспитуемых;

7) использование юридической ответственности вследствие неправомерных действий на отношения в сфере образования, а также вследствие нарушения порядка в той же сфере.


Библиографический список
  1. Спиридонова Наталия Юриевна Система правового регулирования отношений в сфере образования // Вестник ЧГУ. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-pravovogo-regulirovaniya-otnosheniy-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 20.11.2018);
  2. Ильина Оксана Михайловна Правовое регулирование права на образование детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации // Вестник ПАГС. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-prava-na-obrazovanie-detey-invalidov-v-subektah-rossiyskoy-federatsii-1 (дата обращения: 20.11.2018);
  3. Борисенко Людмила Валентиновна Метод административно-правового регулирования в сфере государственного управления системой образования // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-v-sfere-gosudarstvennogo-upravleniya-sistemoy-obrazovaniya (дата обращения: 20.11.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кокарева Марина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация